Сегодня вызвать к себе на работу героев детства – легко!
Кадр из мультфильма
Ни для кого не секрет, что тролль – это не только сверхъестественное существо из скандинавских сказок, но и обитатель Интернета, который косвенно провоцирует конфликты в сообществах, вводя жертву в заблуждение и фрустрацию. Но кто же живет в Сети помимо троллей и какие типологии пользователей онлайн-сообществ существуют на данный момент? Эти вопросы попыталась осветить Анастасия Беззубцева, аналитик компании Witology, на традиционном четверговом семинаре.
Как оказалось, теорий о классах пользователей сетевых сервисов совсем немного, и большинство исследований – описательного характера. Выяснилось также, что адекватной универсальной типологии нет и быть не может в силу больших различий даже между сообществами одного вида. Тем не менее американский специалист Якоб Нильсен дал весьма общую классификацию людей на три группы: бездельников, нерегулярных участников и самых активных. Это значит, что большая часть (от 90%) людей ничего, кроме потребления созданного другими, не делает, маленький процент (до 9%) время от времени вносит незначительный вклад в сообщество (пишут в блоге, редактируют статьи в Википедии, выкладывают видео на YouTube) и мизерная доля (менее 1%) обеспечивает сообщество материалами и поддерживает в нем жизнь.
По сути это даже не классификация, а статистика, от которой никуда не денешься. Впрочем, хотя и уменьшение доли бездельников совсем не обязательно сделает сообщество более здоровым и интересным, Нильсен предложил несколько способов замотивировать молчунов на активность: учредить пряники тем, кто вносит качественный контент, разделить активности на части (редактирование вместо создания) или упростить сами активности.
А двумя годами ранее исследователи из Министерства связи Великобритании обнаружили совершенно другие пять групп. Первая – люди, посещающие социальную сеть часто, для поверхностного общения и новых знакомств; вторая – те, кто заходит на сайт, чтобы привлечь внимание, комментарии, лайки, часто с помощью публикаций фотографий себя и друзей. К третьей и четвертой группам относятся люди, посещающие сайт, чтобы быть в курсе, что творится с их кумирами и одноклассниками/прочими старыми знакомыми соответственно. Наконец, последним просто удобно пользоваться какими-то определенными функциями социальной сети, например, слушать музыку.
Еще одна типология делит всех на четыре группы – по роли в процессе распространения инноваций: связных, знатоков, продавцов и переводчиков. Связные – «социальный клей», они быстро сходятся с людьми, что объясняет их необозримые списки контактов. Знатоки любознательны и информированы, готовы бескорыстно своими знаниями поделиться. У продавцов естественно получается убеждать людей в том, что идеи, предложенные знатоками и распространенные связными, действительно отличные. Авторы исследования утверждают, что для успешного заражения идеей большого числа умов не помешают еще и переводчики – люди, способные проинтерпретировать идеи знатоков так, что они заинтересуют и другие круги населения.
Но еще в 2004 году ученые выяснили, что пользователи в зависимости от стадии своего жизненного цикла бывают, опять же, бездельниками, новичками, звездами. Новички отличаются от бездельников присутствием какой-то активности, заключающейся обычно в вопросах. Звезды в отличие от них не так наивны, более опытны, знают негласные правила конференции и вносят наибольший вклад в нее. Обычно среди бездельников присутствуют новички, желающие попривыкнуть и освоиться в группе новостей, но бывает, что и звезды попадают в эту категорию, когда сообщество им надоедает или становится не таким волшебным, как раньше. Вне этих трех категорий существуют три вида отрицательных персонажей: флеймеры (flamers), флудеры (ranters) и, конечно же, тролли (trolls). Первые обычно агрессивно вмешиваются в обсуждения, оскорбляют других участников, выражают резкое несогласие с их точками зрения. Тролли же вызывают конфликт косвенно – прикидываясь шлангом, намеренно не понимая чужие точки зрения, невинно расставляя ловушки жертвам (обычно новичкам). Флудеры, или болтуны, также затрудняют коммуникацию в сообществе, но путем публикации однотипных длинных никому не нужных сообщений в больших количествах.
Что касается поведения участников платформ инноваций вроде Witology, долгие поиски типологий пока не дали уж очень интересных результатов, но кое-что из перечисленного вполне может быть адаптировано под специфику такого рода сообщества.