Они находятся в одной комнате, но в абсолютно разных мирах.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Проблема «Интернет как угроза» действительно существует. Особенно это касается растущего человека, ребенка, подростка. Но риски создает не Интернет, а его пользователи. Это важно понять тем взрослым, которые все свои переживания и тревоги вкладывают в это не совсем понятное им слово.
Дети понимают Интернет совершенно иначе. Потому что сегодня важнейшей координатой, определяющей скорость развития личности, выступают информационные технологии. Они настолько сильно действуют на ребенка, что, по сути, изменяют его образ жизни.
Взрослых это изменение пугает. Потому что оно иное. Если в минувшем веке разрыв в возрасте у людей, попадавших в одно поколение, составлял 20–25 лет, то сейчас, по мнению некоторых специалистов, разрыв между поколениями случается уже через пять–семь лет.
В своих исследованиях мы проводили опросы в семьях, где есть разного возраста братья и сестры. И очень часто дети нам отвечали: «Я не такой, как брат. Я другой». То, что разновозрастные братья и сестры в семье имеют несхожие потребности, подтверждали и их родители.
При этом продолжает снижаться возраст, в котором ребенок становится интернет-пользователем. Но если учителя приходят от этой тенденции в шок, то наши исследования объясняют «омоложение» не только простотой входа в Сеть.
Оказывается, для детей Интернет не столько источник информации, сколько коммуникация. А по мере развития потребность в общении у детей все больше связывается с Интернетом. Не родители, не школа, не дворовая компания занимают ребенка. Друзья, сверстники, взрослые, виртуально существующие в Сети, – вот для него «значимые другие».
Родителей это пугает. Не все соглашаются, что Интернет – порождение и отражение реальной жизни. Что там есть все, что существует в обычной реальности: добро и зло, правда и ложь, благие намерения и грязные помыслы. Это все окружало нас и раньше. Интернет лишь иной, более эффективный способ доступа к сфере интересов каждого.
Именно потому он – великое достижение человечества.
Глупо делать из него страшилку! Нагнетать страхи и ставить замки – значит усугублять разногласие с ребенком и отказываться правильно понимать его проблемы, которые реально существуют.
Факультет психологии МГУ и Фонд развития Интернета как раз и проводят такие исследования, разрабатывают социальные проекты, которые помогают нормальной адаптации детей в киберпространстве.
В 2010-м и начале 2011 года мы совместно с Европейской комиссией провели большое исследование. Это сотрудничество было важно, чтобы уяснить, на каком уровне исследования проблем мы находимся в сравнении с коллегами из 25 стран, работающими в том же проекте.
Исследование было очень трудоемкое, проводилось в 7 федеральных округах и 11 крупных регионах. Причем только среди детей, которые пользуются Интернетом. Мы собрали 1025 пар, включающих ребенка и того родителя, который больше с ним занимается. К тому же важно заметить: у нас примерно одинаковый с Европой процент детей, пользующихся Интернетом, – выше 90%. Но в России в этом смысле отстают родители – такая вот особенность. Естественно, разрыв будет уменьшаться, и прежде всего за счет взросления детей-пользователей.
Может быть, из-за родительского отставания в интернет-развитии на нашу просьбу назвать главные угрозы в Сети российские папы и мамы чаще всего говорили: «Вирусы», «Порнография». Почему так? Да потому что, порнография – это так зримо. Попав в Сеть впервые, взрослый человек, на которого вдруг наплывают окна с неприличными картинками, приходит в ужас. Конечно, порнография требует отдельной работы с теми, кто проживает период естественного созревания организма. Но столь понятная тема заслонила более значимые для развития и жизни ребенка риски.
Контрафактный субботник на час – и снова за компьютер! Фото Интерпресс/РhotoXPress.ru |
О них мы говорим по горячей линии психологической помощи «Дети онлайн». Причем работаем на профессиональной базе: МГТС выделила социальному проекту бесплатный федеральный номер, по которому можно позвонить из любого региона. На телефоне дежурят профессиональные психологи. Этой линии в декабре исполнилось два года, и ее нужность очевидна. Когда Первый канал снял о нашей работе сюжет, разместив в эфире номер телефона, пошел шквал звонков.
Значит, это болит у многих.
Материалы горячей линии, как и результаты исследования 2050 человек, помогли нам систематизировать концепцию. В ней были выделены четыре группы рисков.
Контентные (в том числе порнография). В этой группе собраны риски, способные нанести серьезный вред физическому здоровью и даже привести к гибели. Есть сайты, обучающие подростков совершать некие физические действия со своим организмом – дабы вызвать галлюциногенный эффект. Эти смертельно опасные опыты поощряются на разных форумах, где проводятся даже состязания самых отчаянных. Вот это действительно страшно опасно.
Следом идут сайты, славящие наркотики. Не легче и от суицидальных сообществ, где обсуждаются секреты легкого самоубийства. Причем Сеть порой используется для договоренности о том, как свести счеты с жизнью в одно и то же время, находясь в разных городах. Разве это не ужас?! А киберпреследования со стороны всевозможных вымогателей, националистов, расистов, идиотов, наконец?
Коммуникационные. На первый план здесь выходит «встреча с незнакомцем». Думаю, что здесь все варианты родителям понятны. Но они должны знать, что российские дети идут на такие встречи чаще европейских. Причина может крыться и в семье.
Электронные. Всевозможные вирусы и иные причины сбоя программ, выхода из строя компьютера. Как ни парадоксально, это сильнейший удар по психике подростка. Есть специалисты, которые называют Интернет базовой потребностью человека – наряду с водой и пищей. Поэтому мы, консультируя ребят, объясняем, как вылечить компьютер, спасти утраченную картинку, восстановить текст и т.д.
Потребительские. Дети учатся быть потребителями. Хотя и считается, что культура Интернета – это культура участия. Тем не менее потребление – всегда действие, поиск, переживание, боязнь ошибки или утраты мечты.
Вообще если говорить о воздействии Сети, то, конечно, Интернет деформирует в человеке многое – память, язык, познавательную активность, заменяя ее на поисковую, и т.д. Есть огромный круг проблем, связанных с высшими психическими процессами. И мы их подробно исследуем. Результаты стараемся быстро переработать, адаптировать, чтобы эти материалы в виде пособий, правил, советов могли использоваться взрослыми и детьми в школе, дома, вывешиваться в Сети.
Только так, без нагнетания страхов и необдуманных запретов, можно добиться, чтобы ваш ребенок спокойно входил в Сеть и так же легко из нее возвращался.