Когда весь мир в одном ньюс-руме.
Фото Reuters
Вот приедет Мунте┘
Некоторое время назад в Москву приезжал генеральный директор Demotix.com Тури Мунте. Этот человек – ярый сторонник журналистики обычных граждан, которых он, бывая в разных странах мира, агитирует стать авторами Demotix.com и присылать на эту площадку свои снимки и разнообразную, желательно эксклюзивную информацию. Дальше Тури Мунте обещал искать профессиональные агентства или иные СМИ, чтобы продавать эти материалы и делить выручку с каждым удачливым поставщиком.
«Гражданская журналистика того или иного рода (блоги, видеоресурсы, мультимедиа, фотожурнализм) – это сердце новой медийной модели, рост которой мы сейчас наблюдаем по всему миру, – говорил Тури Мунте, – Россия со своей огромной и высокополитизированной блогосферой уже находится в центре этих перемен».
По его мнению, модель новой журналистики уже сегодня заключается в интеграции профессиональной и любительской деятельности. В будущем это разделение на профессионалов и любителей будет стираться, уверяет нас энтузиаст гражданского творчества масс. Сразу вспоминается герой Евгения Евстигнеева из фильма «Берегись автомобиля!», который, будучи режиссером народного театра, уверял всех, что любительское искусство непременно заменит профессиональное. Чем закончился эксперимент Тури Мунте, сказать трудно.
Нашли афганскую девушку и дали ей леденец
Такая же попытка была в свое время на телеканале CNN International. О ней на сайте Slon.ru красочно рассказал блогер Алексей Богдановский в комментарии «CNN подражает Интернету».
Главное, как отмечает Богдановский, – это были старательные попытки телевизионщиков затеять со зрителями большую интерактивную игру.
«В студии большой экран, который все время дробится на маленькие экраны – каждую минуту в новой комбинации, чтобы удерживать внимание. Собеседники, всплывающие в отдельных окнах, тоже имеют фоном отдаленные ряды мониторов с размытым изображением, которые по очереди выбирает невидимая рука. Корреспонденты CNN выходят в прямой эфир из не самых отдаленных точек мира с помощью Интернета. Картинка прыгает, постоянно происходят помехи – но именно эти эффекты создают у зрителя, воспитанного на интернет-чатах и интернет-видео, ощущение вовлеченности и присутствия. Но главное в другом: все чаще новостные поводы появляются из Сети. Этим, как пишет автор, у CNN занимается специальный сайт iReport. Новости без редактуры и отбора – вот его девиз. При этом зрителя предупреждают: «Мы не даем никаких гарантий относительно наших ай-репортажей».
Но зато сами заглавия в передаче BackStory должны сделать зрителя соучастником событий: «Как мы чуть не потерпели авиакатастрофу в Пакистане», «Как мы нашли афганскую девочку из прошлого сюжета и передали ей леденец», «Как мы по Gmail связались с нигерийскими боевиками и получили от них важное заявление». «Зачем я, зритель, – вопрошает Алексей, – должен знать про весь этот «героизм», не говорят. Зато, если уж началась шарманка «бэкстори», новостей на новостном канале CNN International вам не видать гарантированных полчаса».