Начну с того, что сама идея расширения Москвы – правильная. Столица действительно задыхается в существующих границах, и если она остается в своем сегодняшнем статусе, то расширение необходимо. Но все, кто обсуждает эту проблему, пока говорят о чем угодно, только не о комфортности среды обитания для жителей. Не обсуждают, как избежать конфликтов во время расширения, которое может затронуть интересы, скажем, тех, кто живет сейчас в области, но будет жить в Москве. Разве не могут возникнуть сложности, к примеру, с теми статьями бюджета, которые предназначены для социальной поддержки населения города, а теперь должны учитывать весь будущий ареал?
Поэтому, понимая, что расширение необходимо, хочется такого обсуждения проекта, которое принесет максимальную эффективность дальнейшей работе при минимальных потерях и ошибках.
Теперь о конкретной проблеме. Сегодня есть такое понятие, как агломерация. Китай, например, возводящий город на 42 млн. человек, строит даже не мегаполис, это уже агломерация (от лат. agglomero – присоединяю). То есть расширение за счет присоединения.
Москва сейчас находится в таком же процессе. Но как такая агломерация должна проектироваться?
Вариантов может быть много. Но может ли расширение производится лишь в одну сторону? Лично я приращение только за счет юга и юго-запада нахожу не самым эффективным. Особенно с точки зрения улучшения транспортной инфраструктуры.
Дело в том, что в Москве проблемными стали почти все трассы, ведущие из центра в область. Но самые большие сложности вызывает Ленинградка, где, как мне кажется, расширение самой дороги проблемы не решит.
Парадокс, но когда мы едем по Ленинградскому шоссе, то пересекаем границы города и области пять раз! Проезжаем областной город Химки и вдруг попадаем в московский (!) район Молжаниново, абсолютно депрессивный с точки зрения комфортности проживания, не имеющий почти никаких современных коммуникаций.
И похожие проблемы окружают любую выездную трассу.
Поэтому я сторонница такого сценария новой Москвы, который включал бы в себя план комплексной модернизации прилегающих к ней территорий.
Я практик и десять лет руковожу проектом «Пром Сити Москва». Наш подход основывается на так называемых ядрах агломерации – точках роста и развития за счет комплексного освоения выездных трасс (а это включает транспорт, инженерные объекты и коммуникации, тепло- и энергоснабжение, создание высокотехнологичной промышленности и т.д.).
То есть если мы говорим о зонах инновационного развития, то районом Сколково или Троицком это не должно ограничиваться. Для примера вернемся к Ленинградской трассе. Через нее идет мощный импорт из Европы – в среднем 22 тыс. машин в сутки. Наверняка никакие косметические расширения «узкого горла» эту дорогу быстрее не сделают.
Но Ленинградка известна, например, Зеленоградом, с его уникальной базой и историей развития передовых технологий. Если мы включим этот город в московский проект и за счет модернизации зеленоградских предприятий решим проблему занятости в местах проживания людей, то пассажиропоток ежедневно спешащих на работу в Москву уменьшится многократно. Напомню, по этой дороге живут свыше полутора миллионов человек!
Возьмем другое направление: грузообмен с югом страны (сельхозпродукция, продовольственные товары и пр.) – тоже огромная нагрузка. Восток и юго-восток – самые сильные в промышленном отношении территории, с технопарками, другими эффективными формами развития современных промышленных технологий. Таким образом, с учетом всех направлений, мне кажется, Москва могла бы расширяться более комплексно и эффективно.
Хорошо, что дискуссии на тему, какой быть «Большой Москве», продолжаются. В начале декабря в мэрии Москвы состоится урбанистический форум с приглашением зарубежных специалистов по глобальным проблемам развития городов. Хочу представить на нем свой доклад. Уверена – только с учетом всех точек зрения можно эффективно реализовать мегапроект «Большая Москва».