0
5132
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

24.05.2011 00:00:00

Безлюдные пространства

Никита Мкртчян

Об авторе: Никита Владимирович Мкртчян - ведущий научный сотрудник Института демографии НИУ-ВШЭ.

Тэги: россия, миграция


россия, миграция Источники миграционного прироста – как внутри, так и извне.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

В России в очередной раз предпринимаются попытки сформулировать концептуальные основы миграционной политики – соответствующий документ сейчас разрабатывается экспертными группами по заказу правительства. На разных стадиях подготовки этого документа ребром встает вопрос: а нужно ли наряду с действиями в области международной миграции определять политику в отношении внутренней миграции, перемещений граждан по территории страны? Можно ли управлять ею средствами, присущими именно миграционной политике?

Как и в подавляющем большинстве развитых стран, внутреннюю миграцию населения в России практически нельзя ограничить мерами административного характера. Свобода передвижения для граждан страны – право, закрепленное Конституцией страны и базовым Законом «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», принятым в 1993 году. Действовавший в СССР механизм ограничения миграции – прописка, – имевший спорную эффективность, к середине 1990-х годов формально упразднен. Институт регистрации (по месту жительства и пребывания), введенный взамен прописки, по букве закона носит уведомительный характер. Несмотря на то что рудименты разрешительного характера регистрации сохраняются до сих пор в виде разного рода ограничений, серьезно влиять на пространственную мобильность граждан они уже не могут. Поэтому надежды с помощью данного инструмента ограничить либо, путем его демонтажа, стимулировать внутреннюю миграцию граждан не имеют под собой серьезной основы.

Косвенно управлять пространственной мобильностью в пределах страны возможно только мерами региональной экономической политики и экономической политики региональных властей, а также оказания адресной поддержки отдельным категориям мигрантов, регионам и муниципальным образованиям, осуществляющим меры по приему и адаптации мигрантов. Это теоретически, но на практике и экономические рычаги управления пространственной мобильностью сильно ограничены.

Потоки брать неоткуда

Прежде всего экономическая политика и программы в данной области, в том числе носящие долгосрочный характер, имеют слабую региональную составляющую, и если об определенных отраслевых приоритетах говорить можно, то о региональных – нет. Соответственно даже при наличии политической воли и экономических возможностей стимулирования внутренней миграции в конкретных направлениях отсутствуют какие-либо ориентиры, и вся «политика» в данной области сводится к ритуальным заклинаниям, например «стимулирование миграции населения Российской Федерации, а также граждан государств – участников СНГ и государств Балтии в северные и восточные регионы страны и регулирование иммиграции в приграничные регионы Российской Федерации» (Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобрена распоряжением правительства РФ в 2003 году). Формирование полюсов роста в восточных регионах страны в обозримой перспективе связано почти исключительно с крупными проектами по освоению минерального сырья. Однако они не требуют привлечения большого числа специалистов и могут осуществляться вахтовым методом, поэтому рассчитывать на заинтересованность бизнеса также не приходится.

Есть и иные документы, демонстрирующие озабоченность властей проблемами внутренней миграции. Так, в Концепции демографического развития города Москвы, утвержденной в 2005 году, в частности, сказано: «Пустеет Центральная Россия: население одноименного федерального округа без Москвы и Московской области сократилось на 1,5 млн. человек. <┘> ┘При такой направленности демографических тенденций рост населения города Москвы за счет миграционной компоненты будет способствовать дальнейшему уменьшению численности населения территорий, в том числе и важных в геополитическом отношении». Естественным в этих условиях является стремление, с одной стороны, «ограничить» миграцию в отдельные, наиболее привлекательные регионы страны, а с другой – перенаправить миграционные потоки в «нужных» направлениях.

Возможность «разворота» миграционных потоков вспять – не столько вопрос сложностей управления пространственной мобильностью, отсутствия полюсов роста в тех частях страны, куда считается необходимым организовать приток населения, самая серьезная проблема – ограниченность демографических ресурсов для осуществления масштабных переселенческих проектов. В условиях повсеместной нехватки населения нет ясности в том, куда необходимо направлять миграционные потоки, а главное – откуда брать: в России недонаселены не только восточные районы, но и центр европейской части. По расчетам Андрея Трейвиша, сделанным в начале 2000-х годов, в европейской части России недостает около 5 млн. человек сельского населения. По оценкам Татьяны Нефедовой в ее фундаментальной книге «Сельская Россия на перепутье┘», для успешного развития сельского хозяйства только в основной сельскохозяйственной зоне Европейской России (без Севера) «недостает» 64 больших города с 6–7 млн. населения.

Излишнего населения, «трудоизбыточности», сегодня нет в России нигде, за исключением ряда республик Северного Кавказа и юга Сибири, но и здесь избыток не очень велик. Высоким переселенческим потенциалом обладают только Дагестан и Чечня, где он составляет несколько сот тысяч человек в рабочих возрастах, которые и будут скорее всего постепенно перераспределяться по территории России.

Трудовые резервы

В последние 20 лет население стягивается в Центральный федеральный округ, прежде всего – в столичный регион, миграционный прирост на 70–80% складывается за счет притока населения из других регионов страны, в первую очередь из самого Центрального округа. Притягивающая роль столичного региона сильно ощущается в пределах всей европейской части страны, а в будущем она может только усилиться, так как два ближайших десятилетия будут отмечены очень сильным сокращением численности ее населения в трудоспособном возрасте. По нашим расчетам, при отсутствии миграции (как международной, так и внутренней) в Центральном федеральном округе и в столичном регионе сокращение населения в трудоспособном возрасте будет сильнее, чем в целом по стране. Только для компенсации потерь населения в трудоспособном возрасте Центральному округу потребуется приток трудовых ресурсов в 6,4 млн. человек, в том числе 3,2 млн. понадобится столичному региону. Учитывая, что в потоках внутренней миграции лица в трудоспособных возрастах составляют около 75% общего потока, миграционный прирост, необходимый для компенсации потерь, должен составить 8,5 и 4,3 млн. соответственно. Рост рождаемости и снижение смертности могут скорректировать эти цифры, но ненамного и уже не в этом десятилетии. Источником такого миграционного прироста могут быть либо внутренняя, либо международная миграция, либо и та и другая.

Власти наиболее миграционно привлекательных регионов страны, прежде всего Москвы, уже не первый год говорят о необходимости замены иностранных работников россиянами «из глубинки». Но прогнозные расчеты показывают, что при миграционном приросте населения России на уровне 200–250 тыс. человек в год (нынешний уровень) только для стабилизации численности населения в трудоспособном возрасте в столичном регионе на уровне середины 2000-х годов отток населения из регионов Южного, Приволжского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов должен в ближайшие полтора десятилетия усилиться. Миграционные потери регионов Сибири и Дальнего Востока, уже и без того значительные (по оценке, за 1990–2002 годы они составили около 1,7–1,8 млн. человек, в последующие годы отток, по данным статистики, был на уровне 50 тыс. в год, то есть суммарные потери превысили 2 млн. человек), за 2010–2025 годы составят еще около 1,2 млн. человек.

Демографические соображения не позволяют ожидать существенных изменений в территориальной мобильности российских трудовых ресурсов. При общем сокращении трудоспособного населения в ближайшие десятилетия особенно сильно уменьшатся контингенты молодежи (17–29 лет), а именно в этом возрасте отмечен пик территориальной мобильности. Этот пик устойчив во времени, в 2004–2008 годах на лиц в этом возрасте приходилось 41–42% всех внутристрановых миграций. Негативное воздействие изменения возрастной структуры уже ощущается на динамике пространственной мобильности, но наблюдаемый сейчас низкий уровень пространственной мобильности – не предел.


Большинство трудоспособного населения к переезду не готово.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

Переехать vs. уехать

Помимо дефицита трудовых ресурсов существует еще проблема их территориальной мобильности, которая представляет собой один из видов общей мобильности рабочей силы наряду с отраслевой, профессиональной, квалификационной мобильностью. Мобильность рабочей силы – очень важная характеристика рынка труда, который постоянно меняется, пульсирует, требует от всех участников рынка быстрых реакций.

По расчетам Михаила Денисенко, в США в настоящее время уровень миграционной активности безработных выше, чем занятых. В частности, в межрегиональных потоках участвуют 1,5% всех занятых и 3,7% всех безработных, в местных перемещениях – 2,7% всех занятых и 4% всех безработных. Данные по Великобритании показывают, что вероятность для безработного переехать в другой регион в 1,5 выше, чем для занятого. Перемену работы в качестве причины миграции здесь называют примерно 12–13% мигрантов. Из них 1% указывают среди причины поиск работы и 6% – новую работу у нового работодателя. Относительно высокую мобильность безработных связывают с тем, что многие из них переезжают туда, где им предоставляется новое рабочее место, а также дешевое жилье.

Территориальная мобильность рабочей силы на российском рынке труда низка, этот известный факт лишний раз подтвердили исследования мобильности безработных во время экономического кризиса (было опрошено более 5 тыс. человек почти во всех регионах страны). Среди безработных и лиц, ищущих работу при содействии органов занятости, только 11–13% опрошенных готовы были искать работу за пределами своего региона, а четко выраженные намерения к переезду в другой регион имели 4% опрошенных. Даже при предоставлении высокооплачиваемой работы и жилья доля желающих переехать за работой не поднималась выше 24%. При этом размер заработной платы, который бы являлся привлекательным при переселении, должен быть в среднем в 3–4 раза выше, чем по последнему месту работы, а для переселения в регионы Сибири и Дальнего Востока ожидаемая заработная плата должна быть в 5–6 раз больше, чем по последнему месту работы. Кроме того, большинство опрошенных готовы переехать при сохранении тех же жилищных условий или возможности их улучшить.

Ситуацию осложняет слабость и неразвитость сети кадровых и рекрутинговых агентств, занимающихся поиском и подбором персонала в других населенных пунктах. Неактивны в этом и службы занятости, кроме того, их услуги пользуются недостаточной популярностью у населения и у работодателей. Это определяет низкую привлекательность подавляющего большинства вакансий, содержащихся в их банках данных. Фактически рынок труда, несмотря на видимость государственного регулирования, живет своей жизнью. Пока между работодателем и работником не существует надежного и эффективного посредника.

Возможности внутренней миграции внести вклад в смягчение напряжений на рынке труда ограничены. В той же мере, в какой этот рынок способен все-таки формировать отдельные устойчивые потоки внутренней миграции, он лишь обнажает скудность наличных демографических ресурсов, приводя к обезлюдению и без того слабозаселенных пространств.

Не будут эффективными усилия по сдерживанию оттока населения, прежде всего – молодежи из сельской местности и малых городов с ограниченным набором мест приложения труда (не только моногородов!). Этот процесс, имеющий целью реализацию человеческого капитала посредством переселения в крупные города и многофункциональные центры, ведет к поляризации внутрирегионального пространства, ускоряет депопуляцию периферии, но одновременно служит формированию и развитию крупногородских агломераций. Для регионов восточной части страны, на протяжении двух последних десятилетий теряющих население в результате так называемого западного дрейфа, развитие агломераций является, пожалуй, единственным средством удержания оттока населения в европейскую часть страны.

Во внутрирегиональной периферии зоны, неблагоприятной и недостаточно благоприятной для ведения сельского хозяйства – как в силу природно-климатических особенностей, так и в силу удаленности от рынков сбыта и недостатка трудовых ресурсов, – могут получить развитие следующие функциональные типы поселений:

1. Города и поселки, которые представляют собой базу для осуществления работ вахтовым методом и сезонных работ (в зоне слабого хозяйственного освоения).

2. Культурно-рекреационные центры.

3. Моноотраслевые поселки, значительная часть занятых в которых являются вахтовиками и сезонными работниками.

Власти городов и регионов могут быть недовольны оттоком молодежи в крупнейшие города, прежде всего в Москву и Санкт-Петербург, но надо понимать, что выезд в российские столицы для многих молодых людей является альтернативой выезду за рубеж, и со временем этих возможностей будет все больше, учитывая тенденции к росту экспорта образовательных услуг в развитых странах, а также развитие новых центров привлечения учебных мигрантов в азиатских странах. В 2008 году, по данным Александра Арефьева, только в вузах Китая обучались 8,9 тыс. российских студентов, и их число растет с каждым годом. После обучения в зарубежных вузах, как известно, в Россию возвращаются далеко не все.

Жилье и транспорт

Слабая внутристрановая пространственная мобильность населения – серьезная социально-экономическая проблема, ее не стоит игнорировать. Прежде всего следует ликвидировать социально-экономические барьеры миграции, главный из которых – дороговизна жилья в региональных центрах. Выход здесь может заключаться в форсировании строительства общежитий, гостиниц упрощенного типа и иных типов дешевого жилья, то есть к воссозданию инфраструктуры пространственной мобильности, существовавшей в СССР и утраченной в начале рыночных реформ (путем перевода большей части жилья в муниципальную собственность с последующей приватизацией). В отдельных случаях частично решить проблему может создание мобильных городков, размещаемых на специальных площадках, оснащенных необходимыми для жизни коммуникациями. В сфере форсированного развития доступного жилья имеется большой потенциал для партнерства государства и бизнеса, пока не реализованный.

Требуется развитие, институциональное и инфраструктурное обустройство разных форм временной пространственной мобильности. Это – развитие рынка арендного жилья, преимущественно его дешевых сегментов, за счет увеличения предложения жилья разных потребительских характеристик; развитие сети рекрутинговых и кадровых агентств; совершенствование форм вахтового метода ведения работ; развитие транспортной и дорожной инфраструктуры внутри- и межрегиональных пассажирских перевозок.

В России недостаточно развита локальная пространственная мобильность, прежде всего в пределах городских агломераций. Альтернативой переезду на постоянное жительство или временной миграции может являться развитие внутрирегиональной и локальной пространственной мобильности как в форме переселений и временной миграции в пределах региона, так и в форме маятниковой миграции. Последним, к сожалению, уделяется крайне мало места в программах развития отраслей, регионов и муниципальных образований. При этом готовность населения, в том числе безработных и ЛИР (лиц, ищущих работу), к участию во внутрирегиональной миграции выше, чем к миграции в другие регионы и части страны, такие программы могут иметь больший успех. Многое здесь можно делать за счет развития пассажирского транспорта и совершенствования межпоселенной дорожной сети.

Политика в области внутренней миграции, имея мало рычагов управления, зависит от других политик, прежде всего – региональной социально-экономической политики. И не впрямую, а очень опосредованно, что требует очень тонкой наладки всех воздействующих на принятие решение о миграции, на сам процесс переселения и на адаптацию на новом месте жительства условий. Многие программы социально-экономического развития российских регионов ставят своей целью либо развернуть в сторону региона миграционные потоки, либо прекратить выезд «своего» населения или какой-то его группы (например, молодежи) в другие регионы страны. Но, как показывает практика, практически никому это не удается.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
2005
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4071
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3099
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2543

Другие новости