Недавние события подтолкнули к тому, чтобы посмотреть друг на друга по-новому.
Фото Reuters
Шарик наш все меньше и меньше – перемещения все быстрее, людей в них вовлечено все больше. Банальность, практически пошлость. Сжатие может достигнуть критической массы и привести к взрыву – сегодня эта мысль уже тоже выглядит как вынутая из пыльного чулана сентенция.
Побочные эффекты толерантности и политкорректности
Чулан, может, и пыльный, но явно бездонный. Правые настроения растут в Европе как грибы после дождя, и непредвзятый наблюдатель должен признать, что нынешняя история с французским перекрытием границ перед тунисскими беженцами может оказаться предвестником куда более масштабных событий. У прописываемых по этому случаю лекарств – воспитания массовидной толерантности и утверждения громогласной политкорректности – обнаружился опасный побочный эффект – разжижение мозгов. Если существовавшая в Советском Союзе позитивная дискриминация по отношению к меньшинствам никак не уберегла его от распада, а может, и способствовала оному, то почему в современной Европе или Америке должно быть по-другому? Это все равно, что надеяться, что изгнание с телеэкрана трех поросят или Хрюши поспособствует христиано-мусульманскому диалогу культур. В любом случае эффективность указанных средств вряд ли будет выше, чем у мер ограничительных, направленных на физическое предотвращение смешения народов. То есть эффективность будет никакая. Если в прошлом люди, перемещаясь на утлых, по нынешним понятиям, суденышках и хлипких повозках, создавали новые расы и цивилизации, то при нынешних средствах перемещения и коммуникации процессы неимоверно ускорятся.
Можно сомневаться, что сегодня человечество представляет собой единый организм. Уж больно пафосно это звучит. Но по каким таким законам арабский Восток взорвался спустя буквально пару месяцев после того, как европейские лидеры наперебой стали утверждать, что мультикультурализм провалился, интеграция инокультурного элемента обанкротилась и так далее и тому подобное. У возмущения в каждой арабской стране существуют свои конкретные причины; восставшие на площади реже всего вспоминали культурологические изыскания канцлера Германии Ангелы Меркель. Но месседж всему миру, который исходит от региона, охваченного волнениями, можно прочитать и следующим образом: мы, арабы, тоже люди, а не механизмы для пятикратного намаза! Наши творческие порывы не ограничиваются изготовлением пояса шахида!
Закон сохранения мифа
Сосуществование разных народов, культур и религий всегда представляло проблему. Причину взаимного непонимания людей с разными корнями пытался объяснить Николай Трубецкой: «┘Когда друг с другом встречаются два человека, принадлежащие к двум совершенно различным культурам, совершенно не похожим одна на другую, то каждый из них в психике другого усмотрит и поймет лишь некоторые врожденные черты, а благоприобретенных не поймет и, может быть, не заметит вовсе, ибо в этой области между двумя встретившимися нет ничего общего. Чем больше отличается культура наблюдателя от культуры наблюдаемого, тем меньше черт благоприобретенной психики первый воспринимает во втором и тем больше психология этого наблюдаемого будет представляться наблюдателю состоящей исключительно из врожденных черт. Но психика, в которой врожденные черты преобладают над благоприобретенными, всегда производит впечатление элементарной┘ Так как «дикари» суть, иначе говоря, те народы, которые по своей культуре и по своему быту сильнее всего отличаются от современных европейцев, то ясно, что их психика должна представляться европейцам исключительно элементарной; но из всего предшествующего ясно также и то, что это впечатление должно быть взаимным». В том, что это наблюдение отражает действительность, меня убеждают не наблюдения за обычаями родо-племенных обществ. Мы часто представляем детьми жителей США. Наивными, ограниченными и жестокими, как и положено быть детям. Очевидно, что это оптический обман, поскольку дети не смогли бы построить такую державу.
Русские кажутся иностранцам мрачными. Со стороны виднее. Фото Александра Артеменкова (PhotoXPress.ru) |
И взгляд Трубецкого на проблему отчасти позволяет объяснить природу этого обмана. Людьми, лишенными эмоций, представляются нам европейцы. Понятно, что и это не так, здесь действует тот же механизм. Говорят, что в рамках тех же стереотипов мы кажемся окружающим мрачными и непредсказуемыми, впрочем, им виднее.
Веками существовали проблемы между народами, живущими вместе, но веками они и решались. Прежде всего на бытовом уровне – между соседями и коллегами. Однако этот механизм нерепрессивной толерантности в современном мире дает сбои. В атомарном обществе мы не общаемся с соседями, да и просто не знаем их. Понятие «трудовой коллектив» сегодня тоже претерпевает похожие трансформации. В результате за межкультурный диалог отвечают лишь искусство и социальная активность. Не густо, но хоть что-то.
Выходя на свои майданы, арабы решают свои проблемы. У этого действия обнаружился побочный эффект: сегодня в глазах европейца арабы – это не столько праздношатающаяся молодежь из рабочих пригородов или шейх в чалме, выходящий из «бентли», сколько бескорыстные и бесстрашные борцы за утверждение собственного достоинства. Закон сохранения мифа в природе здесь скорее всего соблюден. Но миф стал явно более человечным. Как знать, вдруг этот побочный эффект нынешних революций окажется важнее прямого непосредственного воздействия народных выступлений?