0
3774
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

27.04.2011 00:00:00

История движется медленно

Тэги: арабский мир, революция, исламисты


арабский мир, революция, исламисты В Азербайджане власть контролирует ситуацию. Выступления широких масс не предвидится.
Фото Марины Образковой

О генезисе, специфике и возможных последствиях событий в арабском мире с председателем программы «Религия, общество, безопасность» Московского центра Карнеги профессором Алексеем МАЛАШЕНКО беседовал ответственный редактор «НГ-сценариев» Владимир СЕМЕНОВ.

– Алексей Всеволодович, вопрос звучит вроде наивно, но на него разные люди дают разные ответы. А что, собственно, происходит в арабском мире?

– Разное. В Тунисе давно должно было что-то произойти. Это небольшое государство, которое поделено на Средиземноморское побережье – Сахель, где живут хорошо и развит туризм, – и на все остальное. Бен Али, который находился у власти с 1987 года, всем надоел. Жена, два сына и множество родственников – похоже, согласитесь, на Киргизию... В Египте тоже устали от режима, от «семьи», от коррупции, от отсутствия «социального лифта», возможностей для карьерного и бизнес-роста – все ведь схвачено; наконец, там есть экономические проблемы.

Долго находящийся у власти режим загнивает. Если, конечно, он не способен к какой-то эволюции. В этом плане почти все авторитарные правители обречены.

Нынешние авторитаристы – в Сирии, Иордании, Йемене – почувствовали, что надо меняться. Почувствовали с опозданием, сейчас идут на компромиссы, меняют правительства, обещают реформы, выпускают из тюрем оппозицию. В общем, пока держатся...

Борется и Муаммар Каддафи. Но, думается, его успех временный. И он заигрался, и с ним заигрались. Не поможет даже посредничество России.

– А что же все-таки происходит в Ливии?

– Это не революция, это скорее бунт, если хотите – восстание. Экономических предпосылок для него не было: ливийцы, не считая региона Персидского залива, живут лучше остальных арабов. Имели место два момента. Во-первых, вечное противостояние Бенгази и Триполи. Ливия сложена даже из трех частей: Триполитания, Киренаика и Феззан на юге (в Сахаре). При монархии, между прочим, было две столицы – Триполи и Бенгази. При Каддафи единственной столицей остался Триполи. Киренаика всегда себя чувствовала обиженной, особенно при дележе нефти. Это-то раздражение и конвертировалось в восстание. Второе – демонстрационный эффект, особенно соседнего, под боком, Египта.

Последние события не были кем-то организованы и развернулись стихийно, почти случайно: прорвалось копившееся годами и десятилетиями недовольство низким статусом восточного региона – Киренаики.

Посмотрите на состав оппозиции, на Национальный переходный совет. Во главе его – Мустафа Джалиль, бывший глава Главного комитета по юридическим вопросам, что-то типа министра юстиции (кстати, выходец с востока). Он много лет славил Каддафи, потом перешел на сторону восставших. Далее – Махмуд Джибриль, вроде премьер-министра у оппозиции. Он действительно прозападный человек, учился в Штатах. Но в политике особо заметен не был. Али аль-Иссауи – «оппозиционный министр иностранных дел», тоже западник и тоже выходец с востока. Интересный человек – Омар аль-Харири, немолодой генерал, который сначала вместе с Каддафи делал революцию, а потом 15 лет отсидел в тюрьме. В общем, местная оппозиция – не четко выстроенная организация, но скорее какой-то закипевший бульон. У оппозиции нет программы. Она надеется, что Каддафи уйдет или вообще каким-то образом исчезнет. Что потом – не знает никто: Ливия может развалиться на две-три части; против восточных оппозиционеров может подняться посткаддафийский Триполи. Наконец, не исключен возврат к монархии. Недаром наследник престола из свергнутой в 1969 году сенуситской династии замечен в Саудовской Аравии. (Которая, замечу, никогда не любила вождя Ливийской Джамахирии.)

– А за что так ненавидят Каддафи властители стран Персидского залива?

– Судите сами. Была небедная Сенуситская монархия. Пришел какой-то капитан или майор, забыл его тогдашний чин, прогнал короля, обругал консервативные режимы, придумал джамахирию, заговорил о социализме, написал «Зеленую книгу» об идеальном государственном и общественном устройстве, стал поддерживать революционеров, террористов... Знаете ли, существует такая монархическая солидарность. Была нормальная, спокойная Ливия, гнали, как Саудовская Аравия, нефть, и на тебе, явился Каддафи... Для нефтяных шейхов он стал символом того, что можно свергнуть монархию даже в богатой стране.

– А что дальше будет?

– В Тунисе не будет как во Франции (поэтому туда и бегут за лучшей долей арабские мигранты), а Египет в Швейцарию не превратится. Не ждите эпохальных перемен. В арабском мире сохранится медленно развивающееся полутрадиционное общество, усугубится противостояние традиций и модернизации, обострится проблема молодежи. Там вообще много было революций и много появлялось надежд, по-ученому, экспектаций. Когда в 1952 году в Египте к власти пришли «свободные офицеры» во главе с другом Никиты Сергеевича Хрущева Гамалем Абдель Насером, тоже ждали революционно-социалистического апокалипсиса. Помню, как много писали в 60-е и 70-е о «соцориентации» (теперь уже забыли, что это такое), а самые ретивые – даже об арабском марксизме в Йемене, Сирии, Ираке, да в том же Египте... И где это все? Точь-в-точь как сейчас – нет-нет да и прочтешь о скором наступлении демократии... Но история движется медленно. То, что сейчас произошло всего-то в двух странах и еще в двух может случиться, лишь маленький шажок. Да неизвестно еще в какую сторону.

И еще: говорить, что все произошедшее было инспирировано американцами, – глупость. Полагать, что бунты организовали демократы с помощью Фейсбука или Твиттера, тоже не приходится. Это пусть у нас пробуют Твиттером модернизироваться, если больше нечем.

Да, происходит некое движение. Да, «дернулось» новое, полувестернизированное поколение. И кроме того, что действительно важно: наверное (подчеркиваю – наверное!), сработало влияние современной (хоть европейской, хоть американской) политической культуры. Ее элементы проникали и накапливались десятилетия, да что там – с XIX века. Количество крайне медленно и мучительно переходит в качество.

Между прочим, могу поспорить, в течение одного-двух лет в Египет вернется авторитарное, пусть и в мягком виде, правление, и мы еще будем торжественно встречать в Москве какого-нибудь местного президента-генерала. Востребованность в отцах нации на Арабском Востоке еще очень велика.

– Но при этом сейчас все боятся прихода фанатиков.

– К власти могут прийти не фанатики, а достаточно умеренные, взвешенные исламисты, которые будут иметь немалое влияние в будущем. Заметьте, все (в том числе ваш покорный слуга) поражены тем, что исламисты пока никак о себе не заявили – ни в Тунисе, ни в Египте, где «Братья-мусульмане» были обязаны выйти на майдан Тахрир под зелеными знаменами. Но не вышли, обманув надежды всего политологического сообщества.

Объяснений предлагается два. Либералы говорят, что это абсолютно демократические революции, что-де пришло молодое поколение, для которого ислам не так важен┘ Другая позиция: мы имеем дело с «исламской паузой». Исламисты не были готовы, у них нет харизматических лидеров. Однако по мере того, как новые власти и в Тунисе, и в Египте станут совершать ошибки и обманут народные ожидания, неизбежно появятся исламистские радикалы. Я полагаю, что в Египте «Братья-мусульмане» точно будут в новых правительственных коалициях. Конечно, неожиданно, что они спасовали, но это не означает конец их политического участия. Они вернутся.

Вот если в Йемене ситуация окончательно раскачается, ждите там и «Аль-Каиду», и все, что к ней прилагается. Впрочем, эта страна – и так вотчина исламских радикалов. И уж туда никакая Америка, никакая Франция пополам с Италией не полезут. Там все будут решать Саудовская Аравия и Совет стран Персидского залива. Кое-что они уже решили.

Кстати сказать, саудовцы в два счета прижали «революционеров» в Бахрейне. В Европе и Штатах в связи с этим с облегчением вздохнули и даже смахнули слезу умиления – это, мол, ваше, сугубо арабо-мусульманское дело.

– Могут ли события на Ближнем Востоке и в Северной Африке оказать влияние на постсоветском пространстве?

– В последний месяц мне довелось общаться с коллегами из Центральной Азии. Их мнение – ничего не произойдет.

Что такое Центральная Азия? Киргизия нас не интересует, поскольку там все случилось без всякого Египта. Уже две революции были, и по тем же причинам: коррупция, семья плюс бедность чудовищная, которой нет ни в Тунисе и уж подавно в Ливии. Туркменистан исключаем, потому что там бунтовать некому, там все вытоптано, как на осенней лужайке. Что касается Таджикистана, там события развиваются по собственной логике, так сказать, помимо Египта и Туниса. Пауза после гражданской войны, похоже, заканчивается. Возрождается исламистская оппозиция, восстанавливается Партия исламского возрождения Таджикистана, на севере действует «Хизб ут-Тахрир». И боевики как грибы полезли. Там народ движется не за демократию, а за ислам. Там, если что-то будет, то скорее новая волна схватки за исламскую альтернативу. От Рахмонова тоже подустали.

Остаются две страны, где теоретически возможно косвенное влияние ближневосточных событий, – Казахстан и Узбекистан. То, что происходит у арабов, особенно у ливийцев, дает Каримову и Назарбаеву два аргумента в пользу сохранения авторитарных режимов. Первый – вы хотите, чтобы убивали? Вы хотите в Алма-Ате или Ташкенте майдан Тахрир? В Сирии убиты сотни, в Йемене тоже сотни, что было в Бахрейне┘ А у нас, гляди-ка, стабильность!

Аргумент второй – посмотрите, как себя правильно повел Каддафи! Он держится до конца. И мы здесь будем держаться до конца, и у нас есть шанс сохраниться. Подобная логика выглядит в глазах многих убедительной. Все это очень напоминает, как использовали центральноазиатские правители гражданскую войну в Таджикистане в 1990-е, а потом и революции в Киргизии. Показывали пальцем и кивали: видите, что у них творится!

В Азербайджане же выступления оппозиции и так происходят регулярно, но власть уверенно контролирует ситуацию, и выход широких народных масс пока не предвидится.

Отличие Египта, Туниса от Центральной Азии и Азербайджана – уже отмеченная выше относительная приближенность к европейской культуре, частичные из нее заимствования, тяга к осознанию себя гражданским обществом. Присутствует желание выглядеть как европейцы. В Узбекистане это есть? Нет. Его традиция, в том числе мизерной политической культуры, наложилась на советский тоталитаризм. Парламентаризм, многопартийность на Арабском Востоке вызревали с XIX века, а у нас после 1917 года они были затоптаны (так и тянет сказать – «окончательно и бесповоротно»). У постсоветской светской оппозиции нет опыта длительной устойчивой самоорганизации. Нет уверенности в своих силах. В общем – здесь влияние арабских событий если и есть, то какое-то совсем уже незаметное.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1301
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
833
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1572
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1523

Другие новости