Автомобильный завод Toyota в Петербурге.
Фото Reuters
Все успешные модернизационные проекты за последние 50 лет явились результатом целенаправленной политики приступивших к реформам государств и концентрации внутренних усилий и ресурсов. В то же время ни одна модернизация не была осуществлена без участия внешних факторов. В одних странах они играли вспомогательную роль, в других – ключевую.
При этом важны как геополитические факторы, так и экономические. Среди последних прежде всего выделяются иностранные инвестиции (ИИ), импорт технологий (ИТ), привлечение иностранных специалистов (ИС), экспорт как источник получения доходов для модернизации и преимуществ обновленной экономики (Э), международные кредиты (МК). О влиянии отдельных из этих факторов можно судить по таблице.
Роль внешних факторов в успешных модернизационных проектах
Практически во всех модернизационных проектах огромную роль сыграли иностранные инвестиции, которые привлекли новые технологии и новых специалистов, способствовали развитию инновационных отраслей и производств. Все модернизировавшиеся страны привлекали средства с мировых рынков капитала – это были как кредиты международных финансовых организаций и региональных банков развития, так и кредиты глобальных банков, а также облигационные займы.
Крупнейшая экономика мира США, например, к 1990 году сосредоточила у себя более четверти всех накопленных в мире прямых иностранных инвестиций (ПИИ). В некоторых развивающихся странах (Тайвань, Малайзия, Сингапур, Китай) становление новой экономики начиналось с создания исключительно благоприятных условий для ПИИ.
Огромное значение импорт и адаптация иностранных технологий и их последующее тиражирование имели для модернизации экономики Японии и Южной Кореи и некоторых других стран.
Существенное значение имела и мудрая иммиграционная политика. В тех же США половина инженеров, работающих в Силиконовой долине, родились в Индии, Китае, России и других странах.
Во всех проектах огромную роль играл экспорт – как традиционных товаров, так и новых компаний. Он обеспечивал приток новых финансовых ресурсов для модернизационного развития. Инновационные прорывы осуществлялись, как правило, в отдельных секторах экономики. Особенно это актуально для небольших стран. Например, в Тайване сосредоточено сейчас до 30% мирового производства микрочипов, он занимает ведущее место в мировом производстве электронной бытовой аппаратуры, компьютеров, программного обеспечения и комплектующих для них (от сканеров до мониторов), где доля Тайваня в мировом производстве составляет 30–70%. Такое селективное развитие подразумевает активное участие в международном разделении труда, в мировой торговле.
Какое влияние внешние факторы могут оказать на модернизацию российской экономики, можно проследить на примере двух важнейших сфер.
Иностранные инвестиции
Согласно данным ЮНКТАД, накопленные ПИИ в Россию составили 252,5 млрд. долл. Это уже достаточно весомая величина, хотя в общем объеме мировых ПИИ на Россию приходится всего 1,4 %, что почти в 2 раза уступает ее доле в мировом ВВП. В импорте из стран дальнего зарубежья преобладают в последние годы поставки машин и оборудования, а также транспортных средств (более половины в 2009 году). Это говорит о росте влияния внешнеэкономических связей на модернизационные процессы в России.
Среди сфер приложения инвестиций ведущее положение продолжает занимать горнодобывающая промышленность, оптовая и розничная торговля, операции с недвижимым имуществом, транспорт и связь. Что касается обрабатывающей промышленности, которая особенно нуждается в модернизации, то у нее в последние годы наблюдался стабильный прирост иностранных инвестиций. Это, однако, не привело пока к серьезному увеличению ее доли в общем объеме иностранных инвестиций (30% в 2009 году). Среди отраслей обрабатывающей промышленности, которые получили серьезные иностранные инвестиции, можно назвать транспортное машиностроение, автомобилестроение, электроэнергетику, пивоваренную и пищевую промышленность.
Но даже в сырьевых отраслях с помощью иностранных инвестиций удалось получить много новых технологий и создать новые производства, которых не было в России. Один из самых ярких примеров здесь – сооружение в рамках реализации проекта «Сахалин-2» первого в России завода по сжижению природного газа (СПГ), который открывает принципиально новые возможности для экспортных поставок российского газа.
С помощью иностранного капитала организованы многие современные производства и технологически переоснащены некоторые отрасли российской экономики. Например, благодаря таким компаниям, как General Motors Corp., Toyota Motor Corp., Peugeot S.A., Nissan Motor Co., Sudzuki Motor Corp., Volkswagen AG, Hyundai, и некоторым другим удалось построить ряд современных автомобильных заводов. Существует около 80 проектов по выпуску автокомпонентов для СП с крупнейшими иностранными фирмами.
Иностранные инвестиции позволили создать новую пивоваренную промышленность, производство ряда пищевых продуктов и напитков. В российскую электронику и электротехническую промышленность, производство современной бытовой техники инвестировали средства такие всемирно известные компании, как Samsung, LG, Daewoo, Philips, Siemens, Indesit, Vestel, Candy Elletrodomomestici, Gorenje и другие.
Иностранные фирмы (американские Boeing и Parker, французские Snesma, Thales и Mishelin, британская Dunlop, германская Liebherr, итальянская Finmeccanica Alenia Aeronautica) участвуют в разработке, производстве и маркетинге перспективного регионального самолета Sukhoi Superjet-100, который рассматривается как пилотный проект в возрождении гражданского авиастроения России.
Новый этап наметился в модернизации фармацевтической промышленности с помощью иностранных инвестиций, чему в немалой степени способствует политика госзакупок лекарств из перечня оплачиваемых по линии социального страхования преимущественно у компаний, работающих в России. Это заставило некоторых ведущих иностранных производителей начать локализацию своего производства в России. Так, один из трех известнейших в мире производителей инсулина французская компания Sanofi-Aventis в 2009 году приобрела более 50% акций российского производителя инсулина «Биотон Восток», расположенного в Орловской области. Благодаря этим инвестициям Sanofi-Aventis станет производить в России, где насчитывается 10 млн. пациентов с сахарным диабетом, аналоги инсулинов и человеческие инсулины, включая «Лантус» (один из лидирующих инсулиновых брендов в России), инсулин «Апидра», а также «Инсуман Базал» и «Инсуман Рапид».
Увеличиваются ПИИ в исследования и разработки. Собственные исследования в России с использованием местных специалистов уже осуществляют такие всемирно известные компании, как IBM, Alkatel, Ericsson, Samsung, Siemens и другие. Intel построила в России свою инновационную систему, включая центры разработок в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Сарове, Новосибирске. Microsoft собирается потратить 100 млрд. руб. в 2009–2011 годах для создания сети своих учебных центров. Ряд интересных проектов будут реализовывать известные западные фирмы в Сколкове. Например, Nokia создаст там центр программного обеспечения, Cisco откроет R&D-центр, Boeing будет разрабатывать суперсовременные авиалайнеры, MIT – участвовать в создании нового университета.
Большой потенциал имеется и в инвестиционном сотрудничестве с быстро прогрессирующими экономиками стран с нарождающимися рынками. В этом плане весьма интересен Китай и другие страны БРИК, достигшие больших успехов в развитии ряда инновационных технологий. Важно и то, что эти технологии во многих случаях являются более доступными и приемлемыми по критерию цена/качество.
Например, согласно договоренностям между «Роснано» и китайской компанией Thunder Sky Energy Group Limited (BVI) в Новосибирске будет построен завод, который будет выпускать аккумуляторные литий-ферро-фосфатные батареи для электроавтобусов и электромобилей. Вся выпускаемая продукция получит гарантированный рынок сбыта: компания Thunder Sky планирует выкупить львиную долю продукции Новосибирского завода для китайских производителей электротранспорта. Также планируются поставки продукции и на рынок России.
В то же время положительное влияние иностранного бизнеса из стран дальнего зарубежья было бы большим, если бы государство проводило целенаправленную и комплексную политику их привлечения в конкретные области экономики. Об имеющихся проблемах с привлечением иностранных инвестиций для целей модернизации свидетельствуют и невысокие рейтинги России, которые характеризуют ее инвестиционную привлекательность.
Предстоит приложить немалые усилия для создания в России конкурентоспособной по мировым меркам бизнес-среды. А это необходимо не только для иностранных инвесторов, но и для российских предпринимателей.
Импорт технологий через приобретение иностранных активов
Импорт патентов и лицензий – это, как правило, получение технологий вчерашнего дня. К тому же эти технологии необходимо освоить на российской почве и постоянно совершенствовать. Многие из этих проблем отпадают при приобретении зарубежных активов.
Экспорт инвестиций стал одним из конкурентных преимуществ России в международном разделении труда. На начало 2010 года объем накопленных за рубежом российских ПИИ, по оценкам экспертов ЮНКТАД, составил 248,9 млрд. долл. Это 2-е место среди стран с нарождающимися рынками и 14-е место в мире в целом.
Однако основная часть этих инвестиций пришлась на традиционные для России отрасли – топливно-сырьевые и черную и цветную металлургию. Это не случайно. Основу народившихся российских ТНК составляют как раз компании, работающие в этих секторах. Благодаря таким зарубежным приобретениям российские бизнес-структуры смогли развить свои производственные цепочки, добиться более высокой степени переработки сырья, а также получить новые технологии и рынки сбыта.
Так, в 2009 году «Газпром нефть» выкупила у Chevron Global Energy завод по производству масел и смазок Chevron Italia S.p.A. в городе Бари (Италия). Предприятие, переименованное в Gazpromneft Lubricants Italia S.p.A., выпускает 25 наименований специальных высокотехнологичных смазок, используемых в том числе при проведении буровых работ. Вместе с заводом компания получила лицензию на использование технологий производства масел и смазок, а также патентные права на торговую марку Техасо для реализации продукции на итальянском рынке.
Вместе с тем зарубежные ПИИ пока мало используются для приобретения предприятий, обладающих современными инновационными технологиями. Более того, некоторые попытки приобретения таких компаний окончились неудачно. Например, в 2009 году после долгих переговоров не удалось приобрести подразделение GM в Германии – Opel. Не последнюю роль в этом сыграло то, что в результате сделки консорциум инвесторов получал доступ к новым технологиям и новым разработкам GM.
Тем не менее все больше примеров и такого рода. Так, машиностроительный холдинг «Тракторные заводы» еще в 2008 году приобрел 74% акций немецкого литейного предприятия Luitpoldhutte AG, поставляющего детали и комплектующие для автомобилей. Благодаря этому приобретению машиностроительный холдинг «Тракторные заводы» получил доступ к передовым европейским технологиям и выход на мировых производителей, являющихся клиентами приобретенной компании.
Одним из первых финансируемых «Роснано» проектов стало создание СП по производству современных систем освещения на Уральском оптико-механическом заводе с участием Группы ОНЭКСИМ и «Роснано». Конечным продуктом нового предприятия станут светодиодные чипы, светодиодные лампы и осветительные системы, сопоставимые по яркости с лучшими мировыми аналогами. Данная технология была получена с помощью приобретения ОНЭКСИМ германо-финской компании OptoGaN, которую создали бывшие ученики академика Жореса Алферова, выехавшие из России. В России светодиоды занимают сейчас 4% от рынка осветительной продукции. По оценкам, новое СП к 2013 году освоит уже 7% российского и 1% мирового рынка данной продукции.
Принадлежащая владельцу «Северстали» Мордашову S-Group еще в августе 2008 года приобрела 38% акций производителя лазерных диодов германской Innolume GmbH за 6 млн. евро. Innolume, как и OptoGaN, была создана иммигрировавшими на Запад учеными из России. Innolume зарегистрировал в Санкт-Петербурге свою «дочку» – «Иннолюм», которая наладит производство лазерных модулей для использования в сфере телекоммуникаций. А сами лазерные чипы пока будут по-прежнему производиться в Германии. Российский «Иннолюм» также займется исследованиями применения лазеров в медицине – пластической хирургии (сжигание жира) и фотохимической терапии (лечение рака).
«Ренова» и швейцарский концерн Oerlikon, акционером которого является российская компания, осуществили запуск первого в России Центра по нанесению наноструктурных покрытий в Электростали. Данная технология позволяет многократно увеличить прочность покрываемых поверхностей и получить комплекс свойств, обеспечивающих их высочайшую стойкость к внешним воздействиям, недостижимую другими способами. Подобные инновационные методы активно используются в новейших разработках в автомобильной, авиационной и металлообрабатывающей промышленности, а также машиностроении и производстве промышленного оборудования. Инвестиции в этот проект составят 10 млн. долл. (без учета стоимости технологий и ноу-хау). Если такая технология будет востребована на российском рынке (а это связано с существенными изменениями используемых технологий), могут быть открыты подобные центры еще в 4–5 городах.
В Индии в 2010 году российскими Роскосмосом и ОАО «Навигационно-информационные системы» с Индийской организацией космических исследований (ISRO) создано СП, которое будет заниматься разработкой и производством навигационного оборудования для гражданских пользователей. Речь идет о современных навигационных системах, в том числе двух- и трехсистемном оборудовании последнего поколения, которое будет использоваться и в России.
Однако государственная политика в отношении зарубежных инвестиций часто имеет случайный характер, на нее сильное влияние оказывают лоббистские возможности отдельных компаний. Сейчас очевидно, что вряд ли стоило уделять столь большое внимание сделке по приобретению Opel. Ведь на GM не сошелся клином белый свет: в Россию в последние годы пришло много мировых автопроизводителей.
Или недавняя сделка по приобретению Россией пакета обыкновенных акций индийского сотового оператора Sistema Shyam TeleServices Limited (SSTL) на общую сумму, эквивалентную 600 млн. долл. 73,71% акций этой компании уже принадлежит АФК «Система». Хотя это не живые деньги – в зачет старой индийской задолженности перед Россией, эту инвестицию не назовешь модернизационной. Скорее это вообще кредит российской компании, так как через пять лет «Система» должна выкупить эти акции у российского правительства. Между тем у Индии немало инновационных предприятий в фармацевтике, электронике, машиностроении, активы которых представляли бы интерес для целей модернизации.
Расширение альянсов
Рассмотренные выше, а также другие внешние факторы будут усиливать влияние на модернизацию российской экономики. Это неизбежно в условиях продолжающейся глобализации мировой экономики.
На совещании с российскими послами и постоянными представителями в международных организациях 12 июля 2010 года Дмитрий Медведев заявил о целесообразности создания «специальных модернизационных альянсов с нашими основными международными партнерами», «прежде всего с такими странами, как Германия, Франция, Италия, с Евросоюзом в целом, с Соединенными Штатами Америки».
Представляется актуальным включение в эти альянсы и ряда других успешных в экономическом плане государств, доказавших свою модернизационную состоятельность в последнее 20-летие.
Для этого необходимо более последовательно проводить политику стимулирования ПИИ как из-за рубежа, так и за рубеж, связанных с решением задач модернизации российской экономики. Это непростая работа, требующая гибких подходов и нахождения новых форм сотрудничества.
Роль внешних факторов в успешных модернизационных проектах
Страна/ юрисдикция | Начало осознанных действий правительства | Выход на ⌠устойчивое■ развитие | Внешние факторы | ||||
ИИ | ИТ | ИС | Э | МК | |||
Япония | Начало 1960-х | 1980-е | + | + | – | + | + |
США | Начало 1960-х | 1980-е | + | – | + | + | + |
Чили | Конец 1960-х | Середина 1980-х | + | + | – | + | + |
Тайвань | Начало 1970-х | Конец 1990-х | + | + | - | + | + |
Малайзия | 1980-е | Начало 2000-х | + | + | - | + | + |
Израиль | 1980-е | Начало 2000-х | + | – | + | + | + |
Китай | 1980-е | Начало 2000-х | + | + | – | + | + |
Южная Корея | 1980-е | Начало 2000-х | + | + | – | + | + |
Сингапур | 1980-е | Начало 1990-х | + | + | – | + | + |
Финляндия | 1990-е | 2000-е | + | – | – | + | + |
Ирландия | 1990-е | 2000-е | + | + | + | + | + |
Примечание: знак ⌠+■ означает существенную роль фактора, знак ⌠–■ – незначительную роль, но не полное отсутствие фактора. |