Активное сотрудничество с Европейской полицейской организацией необходимо.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Наш край в силу геополитических особенностей находится в центре экономических и дипломатических игр, которые ведутся Евросоюзом и Россией, постепенно выходящими из социально-экономического кризиса.
Миссия нашего уникального региона очевидна: способствовать российскому присутствию в набирающей мощь объединенной Европе. Но реальных усилий – ни со стороны Москвы, ни со стороны Брюсселя – для развязывания балтийского геополитического узла не предпринимается. Чем выше степень взаимной озабоченности, тем зримее ухудшение ситуации для миллиона россиян западного края России. Например, калининградцы лишаются права получать бесплатные литовские и польские визы; для посещения Украины и Белоруссии калининградцам – и в этом отношении они опять-таки уникальны – требуются транзитные литовские визы и т.д.
Общие замечания
Посткризисный период создает запрос как на реализацию инерционного сценария, связанного с продолжением эксплуатации углеводородного потенциала консерваторами-путинистами, так и на реформы. Испытанный шок может стать стимулом для отработки новых моделей и подходов к развитию области. Пока со стороны руководства России внятной реакции на модель развития региона в окружении ЕС не просматривается.
Наиболее пагубный сценарий – усиление внутренних репрессий при конфронтационной внешней политике. Это тупиковый путь самоизоляции, внутренней стагнации и внешней вражды.
Лучший сценарий для российского эксклава – реализация калининградской мечты, предполагающей преобразования в трех измерениях: восстановление федерализма, включая выборность губернаторов, демократию и модернизацию. Калининградская мечта – это заветное желание передовой части региональной элиты обеспечить высокий уровень жизни, основанный на свободе личности и культуры в западном крае России.
Три подхода
Необычное положение области уже два десятка лет составляет основание для внутренней политической борьбы. Достаточно четко обозначаются три подхода к решению калининградской задачи.
Первый подход ассоциируется со стремлением к максимальной автономизации региона. Он предполагает обретение статуса республики, субъектность международного права и ассоциированное членство в Евросоюзе. Для этого в 2005–2006 годах предпринималась попытка создать общественно-политическое движение «Республика», которое сейчас находится в замороженном состоянии.
Второй подход противоположен первому. Он предполагает курс на стандартизацию, упрощение, унификацию области. Его сторонники убеждены, что лучшее средство против сепаратизма – причесывание области под одну гребенку с другими частями России. По их мнению, самый надежный способ решать проблему – ее не обсуждать.
Третий подход представляется наиболее перспективным. Он состоит в признании особого положения области путем принятия федеральных законов о государственных гарантиях, снижения административных барьеров, заключения международных соглашений между РФ и ЕС.
Имитация
Калининградская задача продолжает решаться «понарошку». Прорыва не происходит. Несмотря на победные рапорты, международное положение региона ухудшается. Адепты вертикализации не считают данный вопрос актуальным.
Демагогические заявления звучат с обеих сторон. Например, совсем недавно глава МИД Италии Франко Фраттини заявил, что россияне получат возможность путешествовать в Европу без виз уже в этом году. Его соотечественник Романо Проди в свое время, будучи председателем Еврокомиссии, говорил о том, что безвизовый режим между ЕС и РФ будет установлен в 2008 году. Не отстает постоянный представитель РФ при ЕС Владимир Чижов: «Что касается России, то мы готовы к безвизовому режиму с ЕС хоть завтра без предварительных условий. Мяч в этом вопросе полностью на поле ЕС» (22 декабря 2009 года).
Документ Еврокомиссии под названием «К модернизационному партнерству между Европейским союзом и Россией», изданный в феврале 2010 года, – набор общих слов и очередная имитация. Брюссельские бюрократы наполняют документ пустой риторикой о «сбалансированном развитии», «наращивании инвестиций» и прочими благими пожеланиями. Как в сказке Салтыкова-Щедрина: «Хотел новый медведь-воевода усмирить всех врагов, а съел чижика. На том и успокоился». С конца прошлого года ЕС отменяет визы для трех республик бывшей Югославии: граждане Черногории, Македонии и Сербии теперь свободно могут ездить в страны ЕС. В ближайшие месяцы эта практика распространится на Албанию, Боснию и Косово. Для граждан РФ запрос шенгенской визы связан с необходимостью пройти собеседование и заполнить анкету из 48 пунктов. Например, участники пятидневной турпоездки представляют данные об отце и матери, прежнем пребывании в шенгенских государствах и средствах существования.
Позицию Москвы ясно обозначает замминистра регионального развития РФ Максим Травников: «Согласитесь, будет несправедливо, если жители Калининградской области будут ездить в Литву и Польшу без виз, а другие граждане РФ, приехавшие в Калининградскую область, – нет» (Московская зависть?// – Дворник, № 38, 2009 год).
Вызов модернизации
Модернизация – не дань моде, а глобальное соревнование стран. Как подмечает российский политолог Александр Рубцов, «перекур на нефти» опасно затягивается.
Проблема не в том, как нам догнать Литву и Польшу по уровню жизни. Она в том, как изменить себя, демократизировать политику, институты, укрепить мораль, ценности, создать эффективное гражданское общество.
Необходимо ориентироваться не на традиционное «догнать и перегнать!», а на создание комфортной жизни, основанной на демократических институтах и инновационной экономике. Процесс модернизации непрерывен, постоянен. Без демократизации общественно-политической жизни он не происходит.
Опыт Южной Кореи, Сингапура, Китая – не для России. Завинчивание гаек, авторитарные методы руководства, глубокая «заморозка», сумасшедшие темпы роста при полурабстве – пройденный этап, приметы 30–50-х годов XX века.
Наша продукция окажется неконкурентоспособна, даже если баррель нефти будет стоить 500 долл. США, при столь высоких коррупции и административных барьерах.
Для тех, кто стремится занять лидерские позиции, переход к политике развития – категорический императив. Здесь требуются субъекты действия, заинтересованные в действительных переменах, а не в забалтывании модернизации, демагогии и новом словесном оформлении старой политики.
Альтернативой привычному политиканству может стать внятный постоянный диалог представителей разных групп интересов.
Модернизация не должна стать лозунгом, оправдывающим очередной «распил» бюджетных средств. Индикатор модернизации России – не только Сколково, но и Калининградская область. Прорыв на калининградском направлении покажет серьезность намерений элит осовременить Россию.
Преграды на пути: для получения даже краткосрочной шенгенской визы нужно ответить на десятки вопросов. Фото Артема Житенева (НГ-фото) |
На опережение
Одномоментно, одноактно РФ и ЕС не могут перейти к взаимному безвизовому режиму. Наш регион способен первым апробировать такую цивилизованную практику.
По Отто фон Бисмарку: «Любая политика лучше политики колебаний». Региональная власть обязана не реагировать, а влиять, побуждая федеральных руководителей и еврочиновников к полезным действиям в интересах калининградцев.
Первый шаг – самый важный и трудный. Надо жестко ставить вопрос о присутствии калининградского раздела в готовящемся рамочном базовом соглашении между РФ и ЕС, принципиально определяющем направления долгосрочного стратегического партнерства. Возможно, в качестве приложения к основному тексту.
В разделе уместны три блока проблем – экономики, свободы и безопасности, образования и науки. Важны вопросы единых правил и норм, обеспечивающих кооперацию, равенство условий конкуренции, свободное движение товаров, услуг и капиталов. Сначала идентифицируются инвестиционные и торговые связи. Затем создается и расширяется необходимая правовая база. Интеграция – не цель, а процесс. При открытии рынков любая экономика находит дополнительные ресурсы развития. Очень важна тема соотношения европейской и отечественной систем стандартизации и технического регулирования: одна из причин низкой конкурентоспособности нашей продукции на европейских рынках – несоответствие общепринятым нормам качества и техническим стандартам.
Необходимо также зафиксировать норму о предоставлении гражданам РФ, проживающим в Калининградской области, бесплатных шенгенских мультивиз.
Нужны нормы, формирующие общее образовательное пространство, возможно, на основе Болонского процесса, предполагающего активный обмен преподавателями, аспирантами, студентами, сближение систем образования, взаимную конвертацию дипломов о высшем образовании.
Второй шаг предполагает отстаивание идеи либерализации въезда, вплоть до безвизового, в нашу область граждан Евросоюза. Нужны шаги навстречу, свидетельствующие об открытости и наличии доброй воли. Подобное несоразмерное, асимметричное (диссимметричное) решение простимулирует ЕС на встречные уступки для Калининграда. Федеральный законопроект уже подготовлен региональной оппозицией и предполагает внесение изменений и дополнений в закон о порядке въезда (выезда) в (из) РФ. Поддержка этой инициативы Госдумой РФ приведет к притоку инвестиций и созданию новых рабочих мест в регионе.
Конечно, «чужим умом не выстроишь дом». Тем более область не субъект международного права. Но использование успешного опыта усилит российские позиции в ходе переговоров. Поэтому полезно изучать опыт Швейцарии, Лихтенштейна, Норвегии и Исландии, не входящих в ЕС, но по базовым критериям отвечающих членству в Евросоюзе.
Третий шаг носит тактический характер. Во-первых, следует лоббировать подписание двусторонних российско-литовского и российско-польского договоров, которые снизят остроту калининградской визовой проблемы. Восстановится практика предоставления жителям области льготных национальных виз. Во-вторых, надо добиваться отмены коррупционной практики приглашений, настаивать на многоразовых визах, предоставляемых минимум на 2–3 года.
Четвертый шаг – инициировать круглый стол калининградских и европейских деловых людей. Он станет влиятельным постоянно действующим бизнес-форумом, который будет вырабатывать рекомендации не только органам региональной и федеральной представительной и исполнительной государственной власти, но и ЕС.
Форум способен активизировать обмен стратегиями развития, экономической информацией, проводить ее глубокий анализ, расширить сотрудничество между экономистами, вести совместные исследования. Инициаторами процесса могут стать представительство Торгово-промышленной палаты Гамбурга в Калининграде и местное отделение Торгово-промышленной палаты РФ. Детализированные отношения отечественного бизнеса с ЕС важны: прибавочная стоимость на пустых декларациях не создается. Лучше не соглашаться друг с другом, чем вообще не разговаривать.
Пятый шаг – предложить Калининград для регулярных встреч неправительственных организаций РФ и ЕС. Фактически это учреждение общественного форума Россия–ЕС. Его задача – способствовать сближению народов и становлению гражданского общества. К этому процессу необходимо привлечь региональную Общественную палату.
Следует предлагать Калининград и в качестве площадки для Комитета парламентского сотрудничества. Депутаты Европарламента, польского и литовского сеймов, Госдумы РФ, областной Думы и члены Совета Федерации РФ могли бы вести политический диалог. Это позволит последовательно отстаивать российские интересы, взаимодействуя с европейскими организациями, даже такими «неудобными», как Европейский совет по международным отношениям. Парламентское сотрудничество сближает правовые системы в сфере стандартизации, здравоохранения, фармацевтики, фитосанитарных мер, охраны окружающей среды, технического регулирования, рыболовства, информатики, сельского хозяйства, конкуренции, автомобилестроения, телекоммуникаций, таможни.
Шестой шаг – начать активно сотрудничать с Европейской полицейской организацией на основе соглашения, подписанного на Римском саммите еще в 2003 году. От этого борьба с международной преступностью, терроризмом, экономическими преступлениями, финансовыми аферами, нелегальной иммиграцией и наркотрафиком станет только результативнее.
В регионе четко просматривается тенденция нарушения 31-й статьи Конституции РФ. Следует положить конец преследованию граждан по политическим мотивам – демонстрантов, пикетчиков, депутатов, журналистов, общественных деятелей.
Седьмой шаг – приступить к созданию совместно с Евросоюзом единой системы высшего образования. Требуется расширить сотрудничество в сфере среднего образования, непосредственно между школами, лицеями, гимназиями. Этому способствует присоединение РФ к Болонскому процессу, которое состоялось уже 11 лет назад.
Необходимо продолжать настаивать на назначении авторитетной фигуры – либо вице-премьера федерального правительства, либо заместителя главы президентской администрации, – отвечающей за координацию действий по комплексному развитию области. Наш уникальный регион должен стать отдельным национальным проектом. Калининград обязан выиграть в острой конкурентной борьбе. Тогда калининградская мечта станет явью.