Не надо думать, что у нас туристическая страна, потому что ландшафт живописный.
Фото Владимира Захарина
О проблемах развития туризма в России ответственный редактор «НГ-сценариев» Владимир Семенов беседовал с первым заместителем председателя комитета по промышленности Государственной Думы ФС РФ Валерием Драгановым.
– Валерий Гаврилович, сформулирую вопрос просто. Что такое туризм?
– Это важный и многогранный сегмент экономики страны. Сейчас много говорят о космосе и об авиации, судостроении и автопроме; туризм заслуживает не меньшего внимания. С экономической, финансовой и культурной точек зрения влияние туризма на социально-экономический климат очень силен. Туризм так или иначе интегрирован во все перечисленные и многие другие отрасли.
«Ахиллесова пята» нашей экономики – инфраструктурные ограничения, и туризм очень болезненно сталкивается с этой проблемой. Вопросам развития дорожной и транспортной инфраструктуры, совершенствованию законодательства о туризме в последнее время уделяется немало внимания.
Но программа развития туризма должна быть у каждого субъекта Федерации, ведь самое главное, чтобы турист не только ехал в конкретное место в России, но и чтобы его отзывы и впечатления побудили следовать его примеру, а не наоборот, как это нередко случается.
– Межбюджетные отношения позволяют субъектам реализовывать эту стратегию?
– Тут не вопрос полномочий. Должны быть понимание и воля. Если у губернатора есть понимание того, что развитие туризма не просто создает рабочие места и дает бюджетные поступления, но и оказывает очень мощное влияние на весь региональный инвестиционный климат, то он будет эту сферу развивать. Но поскольку губернаторы зачастую избалованы всякого рода субсидиями, дотациями, то у многих из них занижена мотивация системно заниматься настолько хлопотным делом, как развитие туризма.
– В Суздале сотни маленьких гостиниц. А дороги разбитые.
– К сожалению, многие российские гостиницы и сервис в них не отвечают современным требованиям. Не надо думать, что мы туристическая страна, просто потому что у нас красивый ландшафт и богатейшее культурное наследие.
В России многие во власти относятся к туризму как к чему-то совершенно факультативному. Тут включается пресловутая советская традиция, в которой туризм связывался преимущественно с походами и песнями у костра. А современный туризм – это комплексная отрасль экономики. На каждого туриста, приезжающего в страну, приходится значительное количество рабочих мест как собственно в индустрии туризма (отели, экскурсии, перевозки), так и во всех смежных отраслях.
После первого, перестроечного, всплеска интереса к России в страну устремились туристы, которые хотели проверить, действительно ли по Москве не ходят медведи. Тот всплеск был связан не с привлекательностью наших предложений с точки зрения сооотношения цена/качество, а исключительно с политической ситуацией на постсоветском пространстве.
Гостиница «Украина» все-таки не закрыла пустующей ниши. Фото PhotoXPress.ru |
Затем, в 90-е годы, поток стал иссякать в силу таких причин, как слабый сервис, преступность, необоснованная стоимость мало-мальски качественных услуг. Последняя проблема до сих пор не решена. В Москве немалое количество пятизвездочных гостиниц, но дефицит нормальных недорогих отелей, на которые ориентирован самый массовый турист – представитель среднего класса.
– В чем причина?
– Российская экономика традиционно по большей части ориентирована на столицу. В результате произошедшего «перегрева» выяснилось, например, что строительство офисов – если мы будем брать последние годы до кризиса – гораздо более выгодно и менее хлопотно, чем развитие сети малых гостиниц, которое относительно успешно осуществляется в Санкт-Петербурге.
– Гостиницы вообще дело хлопотное.
– Конечно, гораздо проще один раз построить офис и потом получать арендную плату, чем развивать гостиничный бизнес. С этой точки зрения логично, что на российский рынок приходят крупные международные гостиничные операторы. Но, когда, например, гостиница «Украина» закрывалась на реставрацию, ожидалось, что там появится, как это принято говорить, добротный трехзвездочный отель – в свое время именно «Украина» закрывала эту ценовую нишу. Реновация отеля состоялась, внешний облик здания в стиле «сталинский ампир» сохранен, но самый дешевый номер теперь стоит 10 тысяч рублей. То есть появилась еще одна гостиница, ориентированная либо на бизнес-путешественников, либо на очень состоятельную публику.
– Но рынок на то и рынок – когда где-то переизбыток чего-то, капитал перетекает туда, где есть недостаток. Почему это не срабатывает с гостиницами?
– Нельзя сказать, что существует переизбыток пятизвездочных гостиниц. Есть нехватка трехзвездочных. Учитывая очень высокую стоимость ведения бизнеса в Москве, рентабельно заниматься дорогим сегментом. Альтернатива – низший сегмент, про «звезды» объектов которого как-то язык не поворачивается говорить. Ситуация в туризме не уникальна – точно так же в Москве есть дорогие магазины и есть рынки, а сектор небольших магазинов шаговой доступности по-прежнему испытывает постоянные потрясения.
– Мне кажется, что шагом в правильном направлении было бы перестать разделять на ментальном и организационном уровне внутренний туризм и привлечение иностранцев в нашу страну.
– Если говорить о внутреннем туризме, то тут мы тоже наблюдаем перегрев. Возьмем Московскую область. В преддверии летнего сезона многие объекты недвижимости сдаются на дачный сезон. Однако выясняется, что за те же деньги, а порой и дешевле, наши туристы имеют возможность поехать в Болгарию, в Черногорию, а то и в Грецию с Испанией. Все равно нет нужного объема предложений на внутреннем рынке, нет инфраструктуры, нет конкуренции – за туриста не борются. Люди сами бегают, ищут, платят непомерные деньги непонятно за что.
Туристический бизнес характеризуется относительной простотой доступа на рынок, но самое главное – это инфраструктура. Туристические Мекки (для россиян, например, – турецкое побережье) возникают только там, где построены дороги, аэропорты, системно приведена в порядок береговая полоса, предпринимаются меры по обеспечению безопасности. В таких условиях и появляются самые разнообразные инвестпроекты, и средний ценовой сегмент туристических продуктов естественным образом наполняется.
Мало кто поедет туда, где дороги не построены. Фото Сергея Приходько (НГ-фото) |
– То, что хотят сделать в Сочи?
– Сейчас Сочи – это зеркало того, что происходит во всей России. В Сочи нет развитой инфраструктуры. И либо непомерные цены нескольких гостиниц, либо местный житель сдает пресловутое «койко-место» в своей квартире, и клиент понимает, что никакой инфраструктуры он не увидит.
Многие инвесторы, занимающиеся развитием инфраструктуры туризма, – это не профильные инвесторы, а крупные корпорации – нефтяные, газовые и прочие. В советское время они получали разрешение главка построить санаторий для своих трудящихся, а сейчас происходит планово-нерентабельное (в советское время это называлось планово-убыточное) строительство гостиниц, турбаз, туркомплексов, которое устраивает менеджмент таких корпораций. Естественно, когда наступают тяжелые времена, ни о каком развитии таких объектов и речи быть не может. Правление или совет директоров таких компаний во время кризиса начинают сокращать расходы прежде всего на непрофильные активы. Кроме того, видимо, изначальная мотивация строительства туристических объектов как объектов «для себя» подразумевает, что для единиц «избранных» будет предоставлен качественный или даже уникальный сервис, а создания массового туристического продукта опять-таки не будет.
Если бы в России был средний сегмент туристического бизнеса, то во время кризиса прежде всего стали бы предлагать более дешевые турпакеты. Это стали делать турки, болгары, греки – и тут же увеличились обороты бюджетных авиакомпаний, потому что люди, чтобы все-таки отдохнуть на море, готовы не есть во время рейса и полететь в меньшем комфорте или в неудобное время суток. Бизнес готов меньше зарабатывать на единице продукта, чтобы увеличить объем продаж. А что происходит с упомянутым ведомственным пансионатом? Ничего. Стоит полупустой и не развивается.
Для организации массового туризма есть обязательное условие – это должный уровень инфраструктуры. Без инфраструктуры массовый турист никуда не поедет. Наши сограждане продолжают отдыхать за границей, и экономический ущерб от такой ситуации, конечно же, огромен. Известно, что заметная доля семейного бюджета тратится на ежегодный отпуск. То есть получается, что огромный процент средств, которые наши сограждане сберегают в России, вкладывается в развитие инфраструктуры туризма, в сервис, в сельское хозяйство и в транспорт за рубежом.
Туризм уникальная отрасль, инструмент перенаправления колоссальных денежных потоков. Именно на отдыхе люди делают необязательные покупки – модные вещи, сувениры и многое другое. И опять получается, что все эти деньги тратятся не в России. Мы просто обязаны поменять эту ситуацию более быстрыми темпами.