Инноград: названия новые, принципы те же.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Опасность абсолютной зависимости от природных ресурсов и сопряженного с ней инерционного развития очевидна. Поэтому государство ищет другие ресурсы – и в результате, в который уже раз в нашей истории, приходит к выводу о необходимости технической и технологической модернизации экономики.
Как инструмент модернизации рассматривается инновационное развитие в целом. Развитие при этом понимается как обретение способности делать некие «штучки», такие как широкополосный доступ в Интернет, наномеханизмы, лекарства, космические аппараты.
Развитие vs. распределение
Но cоциальная организация российской социальной жизни предполагает иное содержание понятия развития, чем то, которое заложено в общепринятых экономических и социальных теориях. Элементы административно-территориального устройства и постсоветские сословия служивых людей интерпретируют это понятие прежде всего как беспредельное расширение, самовоспроизведение и соответственно увеличение потребности в ресурсах. Инновации для таким образом устроенного государства-общества заключаются в появлении (создании) нового ресурса, осваивая который сословие или элемент административно-территориального деления могут увеличить свою ресурсообеспеченность, численность и вес в сословной иерархии.
Инновации для государства с доминирующей сословной стратификацией больная тема. Все новое в нем приходится «внедрять» в отличие от рыночной организации социальных отношений, при которой инновации встраиваются в ткань жизни и преобразуют эту жизнь. Любая отечественная инновация предполагает появление новых ресурсов, а значит – возможность возникновения социальной несправедливости при их распределении. И прежде чем изобрести и «внедрить» нечто новое, приходится простраивать систему распределения ресурсов, которые только еще возникнут в ходе внедрения. При этом сами инновации превращаются в обычный ресурс.
Результаты инноваций «в реальности» сословно-ресурного устройства всегда локальны, они не товары, а «изделия», распределяемые «как положено». В СССР они возникали в разного рода зонах и «шарашках», отделенных от остального социального пространства постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР. При этом жизнедеятельность в зонах такого рода определялась согласно особым режимным принципам, локально нарушающим общегосударственные постулаты социальной справедливости.
Люди, занятые в этом инновационном процессе, были объединены в сословие ученых и технологов, члены которого – в силу режимных принципов – обладали привилегиями в части получения ресурсов разного рода, от продуктов питания до доступа к зарубежной научно-технической информации. Сословие ученых входило (наряду с военными, руководителями предприятий и т.п.) в бюджетную корпорацию, ориентированную на увеличение количества ресурсов. Она была известна как военно-промышленный комплекс и организационно была оформлена в деятельности ГКНТ СССР и Военно-промышленной комиссии при СМ СССР. Научные идеи и прототипы изделий обычно импортировались – легально или нелегально – в рамках разветвленной деятельности научно-технических разведок.
В наследство от СССР России досталось множество разного рода зон, в которых когда-то осуществлялись научные и технологические разработки, то есть разработка и производство изделий. Это ЗАТО и научные городки, поселки военных и ученых, в которых когда-то члены разных советских сословий осваивали бюджеты, предназначенные для того, чтобы «обогнать США, стоящие на краю пропасти». Сегодня от режима в них осталась, и то частично, только его форма (забор с «Егозой», КСП, КПП и допуски). Кроме того, исчезло советское разведывательное сообщество в роли поставщика научных идей и прототипов изделий, и адекватной замены ему не возникло. Отечественные ученые с трудом включаются в глобальные системы научной информации и коммуникаций.
Вместе с режимом исчезло и сословие советских ученых и инноваторов, а занятые в науке и в разработке технологий превратились в обычных бюджетников (за исключением членов государственных академий, озабоченных в основном сохранением своих льгот и привилегий).
Результаты работы отечественных ученых-бюджетников и технологов сегодня обычно возвращаются в страну в виде импортных товаров. Современные отечественные технические новации – это основанные еще на советских идеях машины и технологии, произведенные в тех отраслях, где в какой-то степени сохранился режим.
Прогрессирующее технологическое отставание интерпретируется властью в ее собственной ресурсно-сословной логике. Инновационная активность сегодня сводится к попыткам создания разного рода «зон», обладающих статусом, который позволяет законно обойти существующий порядок обращения с ресурсами.
Регионы заинтересованы в такого рода инновационном развитии – они получают дополнительный источник ресурсов именно со статуса зон и оказываются в какой-то мере защищенными от стремления проверяющих и контролирующих органов добиться социальной справедливости, то есть распределить ресурсы сообразно статусам сословий и статусам людей в сословиях. Инновационная активность регионов выражается в стремлении заполучить на свою территорию нечто федерально значимое и обеспечиваемое ресурсами в приоритетном порядке – центры высокотехнологической медицинской помощи, федеральные университеты, технопарки. В этом стремлении прослеживается советская логика бюджетирования и внедрения, которая неэффективна вне соответствующего режима.
Проблемы инновационного развития не решает и придание существующим организациям особого статуса, такого как исследовательский университет или технопарк. Для создания чего-то действительно нового необходимы не только зоны, но и упразднение в них отношений административного торга при распределении и перераспределении ресурсов. Сейчас же непосредственным результатом создания зон становится увеличение численности чиновников, обеспечивающих их функционирование.
Таким образом, для инновационного развития по советскому образцу необходимо восстановление статуса сословия ученых и технологов, превращение их из бюджетников в членов титульного служивого сословия. Такое изменение социальной структуры должно быть сопряжено с введением режима для членов этого сословия. Причем в режиме должны быть как позитивные стимулы, так негативные санкции. Кроме того, необходимо воссоздание аналога ГКНТ и приведение в соответствие с запросами государства информационного обеспечения научной и инновационной деятельности. Но прежде всего государство должно определить, какие изделия ему нужны и для каких целей. Без четкого государственного заказа советская инновационная логика работать не будет. Однако именно этого заказа нет.
В то же время переход к рыночной системе, где только и возможны те инновации, к которым призывают властные идеологи, предполагает отказ от базовых принципов современного российского социального устройства, а также отказ от разработки и производства изделий в пользу разработки и производства товаров, в том числе инновационных. А такие радикальные изменения вряд ли возможны при существующем уровне властной рефлексии.
Бурные намерения. Творчество: изобретение угроз
Остается, как признал один из идеологов инновационной модернизации, надеяться на чудо. Сейчас в силу того, что ресурсной государственной организации ставится задача, которая в ней в принципе неразрешима, ее субъекты демонстрируют в основном инновационные намерения, а не инновационную деятельность. Вид такой квазиинновационной активности – создание концепций и стратегий инновационного развития, которые продуцирует российское экспертное сообщество по заказам современных бюджетных корпораций. Сам факт заказа на разработку концепции свидетельствует о том, что заказчик осмысляет дефицит ресурсов, необходимых для выполнения его нормативных задач. «Скоро пилить будет нечего», поэтому нужны инновации.
Практически каждая из принятых концепций развития содержит в обосновательной части сравнение с какой-либо страной, где – по мнению разработчиков – состояние дел в образовании, здравоохранении, экологии или борьбе с терроризмом идеально или близко к идеальному.
Содержание концепций инновационного развития привязано к фиксированной угрозе: в этих текстах изначально утверждается наличие угроз и врагов, для нейтрализации которых и нужны дополнительные ресурсы и технические-технологические инновации. Так, в первом же абзаце проекта концепции развития здравоохранения фиксируется демографическая угроза, то есть «людей мало, работать и служить будет скоро некому».
Общеизвестно, что никакой дополнительный поток ресурсов в то же здравоохранение не может компенсировать уменьшение численности населения, которое происходит за счет снижения рождаемости, увеличения смертности или изменения модели воспроизводства населения. Увеличение продолжительности жизни приводит, напротив, к изменению структуры населения за счет повышения доли пожилых людей и, следовательно, к дополнительной нагрузке на ресурсную организацию государства. Однако логическая и предметная несуразности не уменьшают пыла разработчиков, движимых целью обосновать необходимость увеличения количества ресурсов, «полагающихся» членам корпорации – заказчикам концепции.
Заимствованное в систему не проникает. Фото Reuters |
Само поле концепций становится местом административно-рыночной конкуренции за потоки бюджетных ресурсов. И потоки действительно перенаправляются в пользу бюджетных корпораций, красочнее других описавших угрозы, которые возникнут, если не дать им дополнительных ресурсов. Изобретения новых угроз – вот что инновационно при ресурсно-сословной организации социальной жизни.
Инновационны угрозы терроризма и коррупции, демографическая угроза, угрозы безработицы, дефицита жилья и продовольствия и многие другие. Фиксация этих угроз в разного рода концепциях развития отражает социальный статус сословий и корпораций, предназначенных для их нейтрализации и озабоченных увеличением своих бюджетов в гораздо большей степени, чем «реальным состоянием дел». Члены таких корпораций пасуют, когда угрозы, описанные в стратегиях и концепциях, овеществляются в конкретных событиях.
Созданием концепций и программ развития заняты многочисленные эксперты. Эти бюджетниками подрабатывают, применяя свои, обычно поверхностные знания о том, что происходит в какой-то сфере за рубежом, к тому, как властные заказчики формулируют отечественные проблемы. Заказчики хотят, как правило, получить изделия или системы изделий, которые нейтрализуют угрозы, сформулированные в стратегиях и концепциях. Но в силу мифичности угроз технические средства их нейтрализации также в основном не инструментальны.
Заказчики обычно онтологизируют свои управленческие проблемы, стремясь перевести их в научную плоскость – переложить бремя ответственности за принятие решений на тех, кого они считают экспертами. Некоторые продвинутые государственные люди, однако, сами ездят (инкогнито, как в свое время Петр I) в зарубежные заведения, известные своими инновационными разработками, чтобы посмотреть, как в условиях рынка организован инновационный процесс. Уроки Хрущева с его инновационными попытками выращивать кукурузу около Полярного круга вытеснены из социальной памяти.
Эксперты-бюджетники, подстраиваясь под высокопоставленных распорядителей ресурсов, разрабатывают изощренные, как им кажется, конструкции, основываясь на «передовом зарубежном опыте», в частности, рекомендуют создавать венчурные и посевные фонды, принципиально чуждые ресурсной организации отечественной жизни. Естественно, что изыски такого рода практически всегда заканчиваются распилом ресурсов, выделенных на соответствующие экспертизы и НИР.
Бюджетные корпорации неоднородны и внутренне конфликтны, поэтому концепции развития предполагают перераспределение бюджетных ресурсов в пользу тех или иных внутрикорпоративных групп. В области медицины, например, конкурируют корпорации собственно медиков, социальных работников и тех, кто причастен к внебюджетным фондам – Пенсионному, обязательного медицинского страхования и другим.
От зарубежного производителя
Настоящие инновации, как правило, проникают в отечественную жизнь не в результате принятия концепций развития, а в результате импорта идей, технологий или товаров: импортированное не нарушает кардинально ресурсную систему и принципы социальной справедливости, оставаясь внешним фактором.
Импортированной является сама идея инновационного развития, на отечественной почве приобретающая привычные формы: создать зону, импортировать оборудование и специалистов и «обеспечить им условия для продуктивной работы».
Импортированное включается в ткань жизни особым образом – скорее как атрибут престижного сословного потребления, чем как обычный товар или услуга. Считается хорошим тоном подчеркнуть, что и в импортном инновационном товаре или идее есть российская компонента, результат труда гениальных отечественных ученых и программистов. Стремление к импортированным товарам, моделям поведения, идеям и концепциям, приправленное местечковым патриотизмом, детерминирует обыденное поведение и является внешним проявлением своеобразного комплекса психологического неприятия того, что есть «в реальности»: «на самом деле» у нас как в Европе.
Заимствование остается основным направлением инновационной активности в России. Это видно, в частности, в том режиме, которым регулируется деятельность в организационных новациях, таких как федеральные и исследовательские университеты, свободные экономические и внедренческие зоны.
В то же время настоящая инновационная активность в современной России весьма велика. Она проявляется в первую очередь в изыскании и изобретении все новых и новых способов – «схем» по изъятию ресурсов из государственных и корпоративных каналов в личное распоряжение – и освоении их в деятельности по созданию и благоустройству поместий. Эта деятельность по еще петровской традиции называется воровством, хотя таковым, конечно, не является. Разные способы изъятия ресурсов и освоения их имеют множество синонимов, в основном нецензурных, что демонстрирует их глубокую укорененность в языке и культуре. Инженерное, архитектурное, художественное творчество, основанное на «уведенных» ресурсах, пусть не фундированное глубокими знаниями и традициями, в частности, проявляется в многообразии заборов и фасадов усадеб-поместий.
Однако такое творчество и такая инновационная активность не вписываются в логику заботы власти о благе народа и о социальной справедливости в распределении ресурсов. Власть вводит огромное количество ограничений, стремясь ввести латентную инновационную активность людей в рамки. Необходимость приспосабливаться к этим интенциям власти требует от людей огромных – инновационных по сути – усилий. Большая часть наших сограждан, за исключением не выдержавших этой гонки и спившихся и деградировавших, вынужденно столь инновационно активна, что на технологические и научные инновации у них не остается ни сил, ни времени. Далеко не случайно наши эмигранты известны своей инновационной активностью, часто выходящей за правовые рамки, привычные иностранным обывателям.