0
2464
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

30.03.2010 00:00:00

Сумма идентичностей

Тэги: идентичность, конфликт


идентичность, конфликт Наша сущность норовит ускользнуть от нас самих.
Фото Reuters

Идентичность – это ответ на вопрос, кто мы такие. Вопрос более актуальный и непростой найти трудно.

Крупнейший американский философ Ульям Джеймс писал: «Человек есть то, чем он владеет». Естественно, речь идет не только и не столько о материальном багаже, сколько об интеллектуальном. Есть знаменитая формула Сартра: «Я есть мое прошлое», придающая несколько иной оттенок проблеме. Современный немецкий философ Герман Люббе напоминает, что удостоверение личности во многих языках называется карточкой идентичности (identity card), то есть это набор сведений о человеке, содержащий некоторую его историю, важную для окружающих. Есть также мнение, что сущность человека определяется только его поступками. И этот ряд разнородных определений практически безграничен.

Когда мы говорим о коллективной идентичности, то вступает в силу понятийный аппарат политологии, социологии, социальной психологии, культурологии, этнографии, даже права. Существуют – помимо национальной и национально-гражданской – идентичности гражданские, социальные, политические, религиозные, гендерные, возрастные, профессиональные, даже корпоративные. И еще много какие. Все эти подмножества находятся в состоянии сложных взаимопересечений, причем уникальных для каждого отдельного общества.

Может быть, идентичность – это система ценностей? Но не одними артикулированными ценностями живет человек, это и без Фрейда понятно. Существуют привычки, инстинкты, страхи, настроения, невнятные мечтания, неконтролируемая ненависть – этот ряд можно продолжать бесконечно. Существовала советская идентичность у большинства жителей СССР – отрицать это бессмысленно. Она включала в себя коммунистические идеи – чем дальше, тем меньше. А еще привычку к идеологическому ритуалу, уважение к иерархии, двоемыслие, разбор поведения неверного мужа на парткоме, бесплатные путевки от профкома, передовиков производства, демонстрации 7 ноября с последующим «подогревом», пионерские лагеря и игру «Зарница», батоны по 13 и 25 коп., сырок «Дружба». Вот исчезла советская идентичность. Оттого что потерялась вера в коммунистические идеи? Не без этого. Но следует признать, что и исчезновение колбасы по два двадцать сыграло здесь решающую роль.

И еще идентичность включает в себя вектор устремлений человека – осознанных и не совсем, настроенность на согласие или вражду. Особую осторожность следует проявлять к сюжетам, связанным с национальным самосознанием. Вообще, если кто в Интернете решил во что бы то ни стало повысить посещаемость своего форума, то ему надо просто забросить на него национальный вопрос. Неумные и нехорошие люди со всего света слетятся на тему как коршуны и начнут обличать, опровергать, а главное – хамить. Действительно ли национальная идентичность – это самая «идентичная идентичность»?

В середине апреля в бюллетене Программы развития ООН будут опубликованы результаты исследований Общеевропейского опроса о качестве жизни (охватывающего 27 стран ЕС и Турцию) и сходного по методологии специального исследования ПРООН на Западных Балканах.

Поразительны следующие данные: межнациональных конфликтов опасаются в Македонии 36% опрошенных, в Хорватии 33%, в Черногории 30% – что меньше, чем в странах ЕС (40%). Конечно, такой необычный результат связан не с тем, что люди на Западных Балканах так часто в последнее время воевали, что привыкли и не боятся. Просто там страх конфликта социального, между бедными и богатыми, между хозяевами и наемным трудом, озабоченность коррупцией столь высоки, что на данный момент затмевают реально существующие межнациональные противоречия. Какой-то «пролетарский интернационализм» получается! Даже в Боснии и Герцеговине социальных столкновений боятся больше (88%), чем национальных. По контрасту: в Дании социальных конфликтов боятся 4%, национальных – 36% опрошенных. В Нидерландах – 12% и 56% соответственно.

Что это все доказывает? Национальная идентичность, несмотря на свою особую эмоциональную окрашенность, не всегда самая сильная и взрывоопасная. Опасность социальных конфликтов никуда в мире не делась, просто «призрак» бродит теперь не там, где жил когда-то Маркс. И еще. Идея о том, что рост благосостояния снимает в обществе практически все противоречия и ведет к победе всеобщей толерантности, является вредной сказкой. По мере развития общества идентичности будут множиться, в том числе и потенциально конфликтогенные. Это не значит, что горячая форма конфликтов неизбежна, но она обязательно проявится, если мы будем оставаться слепыми прогрессистами и верить, что рост производительности труда ведет исключительно ко всяческой благодати.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Доктор Ида

Доктор Ида

Татьяна Маргулис

Не знаю, как остальные, но мы точно не умрем

0
1134
Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Концерт пройдет 20 апреля на сцене Кремлевского дворца

0
1922
Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Концерт пройдет в рамках цикла «Время, вперед!» в музее «Новый Иерусалим»

0
1960
У Дели есть свой человек в Вашингтоне

У Дели есть свой человек в Вашингтоне

Владимир Скосырев

Вице-президент США посетит Индию с супругой

0
2766

Другие новости