Более 35% опрошенных социальных инноваторов получали дополнительное образование.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Источник: Общероссийский репрезентативный опрос населения, проведенный фондом «Общественное мнение» 4–5 сентября 2009 года по многоступенчатой стратифицированной территориальной случайной выборке в 100 населенных пунктах РФ; 2000 респондентов. Ошибка выборки – 3,6%.
Долгосрочная тенденция заключается в том, что численность населения трудоспособного возраста в России будет сокращаться. Рассчитывать на экстенсивную мобилизацию дешевого наемного труда уже не приходится: давно нет ни крестьянства – источника промышленного пролетариата, ни комсомольской молодежи, которая в 60–70-х была основной рабочей силой ударных комсомольских строек. Да и потребность экономики в низкоквалифицированной рабочей силе уже не столь высока: страна становится частью постиндустриального мира, где объемы выплавки чугуна решающей роли не играют. Для гибких производств требуются работники нового типа – обогащенный человеческий капитал.
Учиться непрерывно, работать сверхурочно
Новые тенденции в сфере наемного труда формируют новые запросы к качествам работников. Востребованы гибкость, готовность осваивать новые знания и профессии, конкурировать на открытом рынке труда. Это касается не только офисных служащих, но и рабочих: современное промышленное производство и продукция становятся все более насыщенными информацией и знанием. Простых вещей больше нет: кепки, футболки, туалетная бумага – все это бренды, а значит, и интеллектуальные инвестиции в изучение рынка, дизайн, рекламу и продвижение.
Такому производству требуются работники нового типа. Информационный работник может сам себя переобучить, внимателен к передовым идеям в своей области, следит за конъюнктурой на изменчивом рынке и всегда может усовершенствовать продукт. Пока в российской экономике таких работников немного. В первую очередь это социальные инноваторы, или люди-XXI, чья исходная жизненная ориентация подразумевает высокий уровень адаптивности и стремление к профессиональному росту. В рамках проекта «Люди-XXI», реализуемого ФОМом, было проведено качественное и количественное исследование поведения социальных инноваторов на работе.
Интервью с людьми-XXI показали, что они готовы к освоению новых навыков и профессий в системе непрерывного образования. «У меня три диплома: переводчика, врача, маркетолога, но реально больше. Профессия кондитера и профессия руководителя – это самообразование. По ходу дела пришлось освоить профессии педагога, хозяйственника. А, я еще профессию дизайнера освоила», – перечисляет свои специальности одна из участниц исследования. Помимо курсов и тренингов социальные инноваторы стремятся использовать любую возможность для самообразования – от Интернета до общения с коллегами. Социальные связи вообще играют важную роль в активности людей-XXI на работе: ведь «бизнеса без отношений с другими не бывает», замечает менеджер небольшой московской фирмы в одном из интервью. Работа и карьера для людей-XXI – один из ключевых способов самореализации, а поэтому они готовы мобилизоваться на профессиональном фронте.
Эта особенность социальных инноваторов подтверждается и данными общероссийского опроса общественного мнения. На основе результатов качественного исследования был разработан инструмент количественной оценки вовлеченности работающего населения в продвинутые трудовые практики обучения, профессионального общения, участия в жизни своей организации. И здесь установка людей-XXI на активное повседневное поведение была реализована: по всем параметрам они оказались инициативнее работающего населения.
Например, 44% работающим социальным инноваторам в течение последних 1–2 лет приходилось работать сверхурочно и в выходные дни. Среди всего населения таковых 31%. 42% людей-XXI вели себя альтруистически и выполняли работу без вознаграждения. При этом немногим более четверти (29%) всего работающего населения показали себя альтруистами. Где же, казалось бы, рациональное поведение и эгоизм, если люди готовы работать бесплатно и сверхурочно? Не все так просто. Рациональное поведение заключается в том числе и в демонстрации лояльности своей организации: сегодня я переработаю, но зато проявлю себя и приобрету репутацию надежного сотрудника. И потом – зачастую сверхурочная работа связана с выполнением нестандартных видов деятельности, а следовательно, и с возможностью получить знания и навыки в смежной области.
Более трети (35%) опрошенных социальных инноваторов недавно получали дополнительное образование, 28% приобретали литературу по специальности, и 22% осваивали новую профессию, специальность. В целом работающие россияне не столь активны в наращивании своего профессионального капитала: 12% осваивали новую профессию, специальность, 17% получали дополнительное образование и 13% приобретали литературу по специальности.
Люди-XXI – это и есть тип работника, востребованного постиндустриальной экономикой, где основные компетенции - это освоение новых знаний и работа с информацией.
Коммуникативные навыки
Наращивание и использование социального капитала – включенность в межличностные коммуникации – тоже занимают немаловажное место в качествах обогащенного человеческого капитала. И здесь люди-XXI опережают все работающее население: более половины из них (52%) помогают в работе новым сотрудникам, 41% общаются с коллегами вне работы, а 11% добиваются повышения зарплаты для товарищей по работе. Среди работающих россиян 39% оказывают помощь новым сотрудникам, 28% проводят досуг с товарищами по работе, и лишь 7% добиваются повышения оплаты труда для коллег.
Неужели совместное застолье поможет работе? Да – наличие устойчивых дружеских коммуникаций в коллективе снижает уровень трудовых конфликтов, повышает взаимопонимание между сотрудниками, да и новые творческие идеи часто рождаются на кухне или в курилке. Поэтому компьютерные компании, находящиеся на острие передовых технологий, стремятся организовать рабочее пространство так, чтобы сотрудники чаще встречались в неформальной обстановке. На смену бюрократии пришло новое племя. Интеллектуально обогащенный работник должен непрерывно учиться, меняться, общаться.