Заинтересованности в нацпроекте "Образование" педагогам явно не хватает.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
С начала осуществления национального проекта «Образование» фонд «Общественное мнение» провел ряд масштабных социологических исследований, касающихся проблематики средней школы. В целом материалы групповых обсуждений дают основание для вывода о социальной беспомощности и инфантилизме значительной части учительства, о пассивном ожидании благ «сверху», нежелании проявлять инициативу даже для простого ознакомления с существующими возможностями. По-видимому, простое усиление информационного давления на учителей не сможет переломить сложившуюся ситуацию. В этом отношении весьма точным является резюме молодой учительницы истории и обществознания из Екатеринбурга, которая рассказывала о том, как в их школе специалисты из РОНО проводили информационно-пропагандистскую работу:
«Гранты для школ, для учителей лучших. Ну рассказывали об этом, напротив, даже стимулировали нашу активность. Но почему-то как-то все, видимо, по привычке... никто не захотел этим заниматься» (Дискуссионная фокус-группа (ДФГ), Екатеринбург).
Учителя не только не проявляют инициативы в поиске информации о проекте, но зачастую даже не воспринимают те сведения, которые попадают в их информационное поле. Вот еще один характерный фрагмент обсуждения:
«Все участники: Нет, не хватает <информации>.
1-й участник: Ни разу коллектив не собирался, об этом не говорили.
2-й участник: Никто не приезжал, никто не выступал. <...>
3-й участник: Я вспоминаю... кажется, у нас и было какое-то собрание, точно не помню» (ДФГ, Казань).
Существует, таким образом, проблема поиска таких способов пропаганды национального проекта, которые бы довели его до целевого потребителя. Педагоги высказали на этот счет чрезвычайно широкий спектр предложений: от телевизионной рекламы, в которой вместо ужастиков и памперсов рекламировался бы нацпроект, до специального выступления премьер-министра, которое содержало бы необходимые для учителей разъяснения.
«Не рекламу про памперсы, извините, а про проект мне пусть рекламу сделают» (ДФГ, Краснодар).
«Опять же Путин непосредственно должен рассказать о нем более подробно» (ДФГ, Краснодар).
Многим педагогам кажется очевидным, что информация о национальном проекте должна спускаться к ним административно-целевым порядком. Некоторые предлагали наказывать администраторов школ за недоработки в деле информирования учителей.
«Ну, может быть, чтобы по коллективам ходили товарищи и просвещали нас» (ДФГ, Омск).
«1-я участница: Читать на самом деле часто нет времени, поэтому, может быть, действительно на совещании, вот как рассказывали. <...>
2-я участница: Пришли бы, рассказали...
3-я участница: Самую суть взять из этого, то, что непосредственно каждого касается, самую суть – и рассказать об этом как можно короче.
Модератор: А кто это должен рассказать?
3-я участница: Ну, наверное, завуч по науке, я так думаю, которому вот эти вот термины – легко и просто усвояемые... Который может перевести на нормальный язык, всем понятный» (ДФГ, Екатеринбург).
«Если потребовать с администрации отчеты, например, как мы перед ними отчитываемся за методическую работу. Администрация отчитывается, что она сделала в рамках национального проекта: например, пособие купила, с учителем поговорила, чтобы она премию выбила, все доводила до сведения рядового учителя. Должен быть спрос с администрации. Мне так кажется, да» (ДФГ, Ярославль).
«Вот даже такой социологический опрос провести, прийти в школу на педагогический совет – и провести в школе совет. Задавайте вопросы администраторам, как доводится информация, что сделано, – и записывайте на магнитофон. И возьмите пять или десять школ – и все будет прекрасно! Потом все втык получают – зато будет правильно» (ДФГ, Ярославль).
Последние из приведенных высказываний особенно примечательны. Для многих учителей кажется очевидным, что ответственность за реализацию национального проекта «Образование» лежит на администрации школ – именно эта официальная инстанция выступает, по мнению педагогов, субъектом реализации намеченного. Подобное представление выглядит вполне логичным, если воспринимать нацпроект не как программу преобразований, обращенную непосредственно к учителям, а как бюрократическое начинание – и именно так к нему относятся большинство педагогов.