0
2690
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

26.01.2010 00:00:00

Педагог культурный

Тэги: учитель, педагог, квалификация


учитель, педагог, квалификация Любви к детям для работы в школе мало. Главное здесь, как и в любой работе, – профессионализм.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Фразу о том, что битву при Садовой выиграл прусский школьный учитель, повторяют все. Но понимают ее плохо. Смысл же этой фразы в том, что фундамент системы подготовки кадров – школа.

О системе повышения квалификации учителей ответственный редактор «Сценариев» Владимир Семенов говорил с Ольгой Заславской, доктором педагогических наук, профессором, заслуженным учителем школы РФ.

– Ольга Владимировна, многие думают, что кадровая политика – это всего лишь выбрать нужного человека на нужное место┘

– Когда мы запустили спутник, а потом и Белку со Стрелой, то американцы в первую очередь стали менять систему образования.

Система повышения квалификации педагогов – одна из старейших составляющих общей системы советского образования, она возникла в 39-м году. Сложилась устойчивая модель, конструкция – кто кого учит, про что рассказывают, какое место в системе образования занимает институт повышения квалификации и другие образовательные учреждения, работающие со взрослыми. Сегодня увеличилось количество вузов и других контор, которые получили лицензию на повышение квалификации кого бы то ни было – всех подряд. Поэтому у институтов повышения квалификации возникли серьезные проблемы. Есть и другие проблемы – как внешние, так и внутренние. В целом система повышения квалификации, в том виде, как она сложилась, изживает себя и требует очень серьезной модернизации.

– В чем изжила себя?

– Она не успевает за изменением педагогических реалий, изменением школы, изменениями, которые происходят с учащимися. За изменением политической конъюнктуры, которая держит общеобразовательную школу в состоянии истерического стресса. Появляются бесконечные концепции и призывы к реформам, за которыми нет осмысленного педагогического подхода. Институты повышения квалификации не успевают и за этим.

Возник проект «Наша новая школа». Никто в этом проекте ничего не понял. На самом деле школа ждет от так называемых вышестоящих органов совершенно другого: государство обозначает цель, например – профилизация образования. И дальше – финансовый план и бюджет. На новые кадры, на переобучение, на оснащение и так далее. Все слова мы напишем сами. Про гуманизацию, про демократизацию, про уважение личности ребенка, про конкурентоспособность. «Наша новая школа» – это 15 страниц слов. Про то, что надо делать хорошо и не надо делать плохо.

– Профилизация – это что такое? И это хорошо или плохо?

– Это как в американских школах, когда старшие классы дают не общее среднее образование в нашем понимании, а готовят к поступлению в конкретный вуз. К выбору конкретного профиля. Это не профессиональная ориентация, а углубленное изучение одного предмета за счет поверхностного изучения другого. Не за счет интенсификации педагогических методов и средств, улучшения ресурсной базы образования, введения новых источников информации. А за счет того, что для математика мы уберем литературу, а гуманитарию мы уберем математику.

Я считаю, что это неправильно. Человек должен получить среднее образование в полном объеме. Глубокое знание предмета – это автоматический побочный результат правильного обучения. И делать профилизацию целью школы – это сокращать ее реальный потенциал формирования личности. Если я хорошо учу литературе, то и будет углубленное знание предмета. Углубленное изучение – это раскрытие закономерностей процессов в той или иной области. Речь идет не о фактах, не об описании, а о закономерностях, о логике, о причинно-следственных связях, системных свойствах, системообразующих признаках. Для углубленного изучения не нужно трех дополнительных уроков. Нужен тот же урок, на котором правильно учат, где присутствует культура логической составляющей содержания учебного материала, а не просто цепляются один к другому факты, имена, события. Педагогика должна быть иной.

– Просто учитель должен быть хороший.

– Есть такое замечательное выражение у любимого мной Сергея Иосифовича Гессена. «Основы педагогики и введение в прикладную философию» – это его основополагающая книга. Он пишет: «Задача образования проста. Это превращение природного человека в культурного». Под человеком культурным мы понимаем человека с системным видением мира, себя и взаимодействия себя с миром. То есть человека со сформированным мировоззрением.

Если вернуться к системе повышения квалификации и к тому, какой учитель способен организовать и обеспечить и правильную профилизацию, и вообще нашу новую школу, то мы должны поставить задачу превращения природного учителя в учителя культурного. Природных учителей очень много. Он любит учить, у него есть и пафос, и темперамент, и артистизм, он и хорош собой (известно, что дети любят красивых учителей). Все у него есть. Но у него должно быть профессиональное мировоззрение, он должен владеть современными технологиями, то есть уметь выстраивать в педагогической логике последовательность своих педагогических действий. Если система повышения квалификации будет объяснять не как делать, но как думать, то вдруг на уроке математики автоматически формируются и математическая культура, и математическое мышление – все то, до чего и надо было углубиться. Это мое представление о том, чему на самом деле должна учить система повышения квалификации. Существующие институты без значительной переориентации не могут решить эту задачу. Потому что учебные планы и программы строго ориентированы на количество часов, количество слушателей – нужно 25 человек, иначе курс не откроется, и так далее.

– Но подобная система не может не быть бюрократической.

– Если бы бюрократ захотел скооперироваться с «аристократом» – с представителем думающей педагогической общественности, элиты, с очень известными людьми, с настоящими учеными, с педагогами, которые стали явлениями нашей педагогической действительности, – то результат мог бы быть иным.

– Эти настоящие ученые преподают в институтах повышения квалификации?

– Наша работа имеет разъездной характер. Мне нравится, как один мой коллега сказал: «Мы странствующие преподаватели». В связи с тем, что все время срезается бюджет, в провинции до минимума сократилась или сведена на нет модель, при которой учитель приезжает в институт из районов области. Это дорого: дорога, командировочные и так далее. И вообще представьте: уезжает из сельской школы физик для повышения квалификации в область. Значит, во время его отсутствия никто не преподает физику. Мало того, никто не преподает и физкультуру, пение и английский: это все тот же учитель физики делает. Поэтому в район приезжает один преподаватель ИПК. И туда из деревень собираются те, кому раз в пять лет обязательно, не по любви, а по расчету надо повысить квалификацию, иначе он не пройдет аттестацию, не получит надбавку за новый разряд. Вот учителя собираются в районном центре, и приезжает к ним на первом утреннем автобусе «странствующий преподаватель». Далеко не каждый, редкий преподаватель согласится на такую работу. А ведь хочется, чтобы ИПК сохранил свою структуру как вуз, то есть чтобы у него были кафедры с достаточным количеством кандидатов и докторов наук. А специалисты предпочитают работать в вузе, в теплой аудитории, когда к ним приходят. Поэтому с кадрами в системе весьма непросто. Очень много людей, которые работают там по совместительству. Как я, например.

– Вроде появилась идея передать эти функции пединститутам?

– Учителя, как было сказано, не могут надолго приезжать в областной центр. Преподаватели пединститутов при определенной финансовой подпитке, возможно, и поедут в район. Но они не знают нашей специфики. Вуз учит азбуке педагогики. А система повышения квалификации в ее идеальном воплощении должна учить чтению педагогических текстов. При работе с учителями мы должны учить разгадывать педагогические тексты, домысливать их.

Я считаю, что система повышения квалификации – совершенно уникальное явление по своему потенциалу, только используется он в минимальной степени. Мы все имеем опыт практической деятельности, к нам без этого опыта не приходят. Мы все родом из одной учительской. А если вы все-таки попали в институт повышения квалификации без опыта практической деятельности, то учителя просто не будут вас слушать, они вас вынесут. Это же не студенты. И им все равно – «дальше школы не пошлют, меньше ставки не дадут». Вообще работа с учителями – высший пилотаж. Люди, привыкшие учить, учиться не любят. Получить их признание, сделать их внимательными и благодарными слушателями и партнерами в повышении квалификации – задача очень и очень непростая.

С одной стороны, наши преподаватели родом из учительской, с другой – они ученые, кандидаты, доктора наук. Система повышения квалификации учителей – это квалифицированный посредник между высокой педагогической наукой и живой педагогической практикой. Но, чтобы это работало, нужно уметь формировать когнитивную составляющую педагогической культуры.

– Что все-таки понимается под профессиональной педагогической культурой?

– Я вообще под профессиональной культурой понимаю освоение закономерностей процессов. Владение причинно-следственными связями, зависимостями, которые определяют поступательное развитие этого процесса. Умение педагогически мыслить, которое лежит в основе выбора методики, техники, средств и способов. К сожалению, у педагогов нет профессиональной позиции. Я не знаю, как в какой индустрии, но в педагогике без этого нельзя. Когда я слышу, что учитель прежде всего «любит детей», я почти наверняка знаю, что он не может объяснить безударные гласные. За тридцать лет работы в образовании я в этом убедилась. Когда начинается про любовь – профессия заканчивается.

Система повышения квалификации должна формировать очень четкое понимание у учителя на деятельном уровне того, что педагогика – это не только миссия, как нам хотелось бы думать, а прежде всего – профессия. Мой любимый Антон Семенович Макаренко писал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. А поэтому у нас напрочь отсутствуют все важнейшие отделы производства: конструирование, моделирование, подбор приспособлений, допуски, выбраковка и контроль».

– При нынешних учительских зарплатах чувство миссии иногда единственное, что может удержать педагога в школе. А его еще и унижают многочисленные начальники...

– Учитель боится всех. Собственной тени, санэпидемстанции, пожарных (которые к нему не имеют отношения – директор пусть трясется), упоминания о главном специалисте районного отдела образования – даже не самого этого специалиста. Знаете почему? Он недостаточно устойчив профессионально. Очень мало настоящих профессионалов, имеющих профессиональное мировоззрение, профессиональную позицию, а следовательно, владеющих удобной педагогической технологией с отработанной техникой и приемами. Учитель-непрофессионал запуган до смерти. У него миссия – и никакой профессии. А профессия – это не то, как встать и как сесть. Мы должны научить, какую музыку играть, как партитуры читать, как на голоса разбирать, как лейтмотив находить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
825
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
527
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
355
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
504

Другие новости