63% респондентов выбирают информационно-аналитические издания.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Современный человек живет в море самой разной информации. Сегодня успешность россиянина напрямую зависит от его умения ориентироваться в информационном потоке. Социологи называют этот навык медиаграмотностью. Владеют ли им россияне? Отличают ли факты от домыслов, новости от скрытой рекламы, умеют ли пользоваться Интернетом? Социологи из группы «ЦИРКОН» провели в сентябре–октябре 2009 г. по запросу Минкомсвязи РФ исследование на эту тему.
Магия голубого экрана
Приходя домой, большинство россиян первым делом включают телевизор. Голубой экран остается самым популярным средством массовой информации. В ходе опроса лишь один человек из ста заявил, что вообще не смотрит телевизор, зато 85% сообщили, что смотрят его каждый или почти каждый день.
«Большинство россиян (около 60%) смотрят телевизор, чтобы быть в курсе событий и чтобы расслабиться, – считает генеральный директор группы «ЦИРКОН» Игорь Задорин. – Лишь 8% участников опроса сообщили, что смотрят телевизор по привычке, 16% – от скуки, еще 13% – что телевизор работает «для фона». Однако при более близком рассмотрении выясняется, что менее трети россиян включают телевизор осознанно, ради конкретной программы – как правило, новостной или информационной. Большинство из нас просто щелкают пультом, когда есть время. Это отнюдь не свидетельствует о высокой медиаграмотности».
Следующим по популярности в народе является радио. Примерно половина жителей России слушает радио не реже раза в неделю. Большинство из них (77%) предпочитают музыкальные передачи, на втором месте по популярности – информационные и новостные программы.
Хорошая новость: традиционные «бумажные» газеты и журналы все еще читают. Больше половины опрошенных (61%) уверяют, что не реже раза в неделю читают газеты, а 37% – журналы. Лишь каждый пятый сообщил, что не читает газет вообще, «нечитателей» журналов больше, около 30%. Как правило, россияне выбирают информационно-аналитические издания (63%), развлекательные глянцевые журналы (32%), а также деловые, спортивные, автомобильные, литературные (по 10–12%).
А вот Интернет пока далек от лидирующих позиций и замыкает медийный рейтинг. Больше половины россиян (61%) никогда не выходили во Всемирную паутину. Лишь каждый пятый из нас пользуется Интернетом ежедневно или почти ежедневно, еще 11% – не реже раза в неделю. Увы, сравнение с Западной Европой не в нашу пользу: в Италии Интернетом охвачено 55% населения, в Германии – 70%, в Великобритании – 71% (по данным фонда «Общественное мнение», октябрь 2009 года).
Российская интернет-аудитория довольно молода: если среди россиян 18–24 лет регулярно выходят в Сеть 58%, то среди старшего поколения (55 лет и больше) эта доля составляет всего 8%. Налицо и зависимость использования Интернета от материального достатка семьи: люди с высоким достатком в восемь раз чаще пользуются компьютером по сравнению с теми, кому «денег не хватает даже на еду».
«Проблема цифрового неравенства сегодня очень серьезна, – уверен Игорь Задорин. - Между тем сегодня именно навыки работы с современными медиасредствами являются конкурентным преимуществом на рынке труда. То есть цифровое неравенство фактически является фактором неравенства социального».
Потребители, а не творцы
Большинство пользователей Интернета хорошо ладят с электронной почтой и поисковыми сервисами, половина из них умеет скачивать фильмы и обновлять программное обеспечение, 40% – размещать на сайтах свои фото и видео, по 31% – играть в сетевые игры и искать работу. Правда, россияне пока не освоили финансовые онлайн-навыки: управлять через Интернет банковским счетом могут лишь 4% пользователей, оплачивать товары и услуги электронными деньгами – 7%, покупать товары и услуги в интернет-магазинах – 19%. Но мало кто сомневается, что это лишь вопрос времени.
Впрочем, даже благополучный молодой и образованный житель крупного города (наиболее типичный интернет-пользователь) во Всемирной паутине пока скорее гость, чем хозяин. Он привык пользоваться информацией, но не влиять на нее. Лишь 18% пользователей доводилось создавать собственные интернет-страницы или блоги.
Такая особенность медиасознания характерна не только для интернет-аудитории. Россияне вообще не слишком активны в общении со средствами массовой информации: лишь 8% респондентов утверждают, что когда-либо писали письма в редакции газет и журналов, 10% – звонили в прямой эфир радио или телепередач. По мнению ряда экспертов, и эти оценки завышены. «Наши люди в большей степени потребители, чем творцы, – объясняет Игорь Задорин. – Можно часами сидеть в Интернете, читать все подряд, но участвовать в дискуссиях на форумах или выкладывать свои ролики на YouTube большинству из нас пока не свойственно. Социальная активность, в том числе и информационная, вообще не слишком распространена в нашем обществе. К сожалению, принцип «не высовывайся» актуален в народном сознании и сегодня, среди молодежи».
Плюс интернетизация всей страны
Лишь каждый четвертый из нас не считает избыток информации большой проблемой для себя. Еще 37% хотя и считают, что информации стало слишком много, но уверены, что легко в ней ориентируются. В этих группах преобладают молодые и образованные люди с высоким уровнем дохода. Остальные плавать в океане информации пока не научились: в том, что с трудом ориентируются в потоке информации, признались 35% россиян, среди них высока доля пожилых и менее образованных граждан.
«Думаю, что на самом деле ситуация еще тревожнее, чем то, что мы слышим в самодекларациях граждан, – считает Игорь Задорин. – По всей видимости, россияне несколько переоценивают свои силы. В этом нас убеждают объективные данные о количестве обманутых вкладчиков, застройщиков и т.п».
В ходе исследования опрошенным была предоставлена возможность самостоятельно оценить свои навыки работы с информацией. Примерно четверть россиян (23%) оценили их низко: они привыкли верить тому, что пишут в газетах и сообщают по радио и телевидению, часто просят найти нужную им информацию родственников или знакомых, им приходилось терять деньги или время из-за неверных данных в СМИ. Немногим менее трети населения (31%) дали высокую самооценку своих навыков работы с информацией. Такие люди, по их собственным утверждениям, могут легко и быстро найти нужную информацию, сравнивают факты из разных источников, чтобы их проверить, легко определяют, какие сведения содержат в себе рекламу, знают, чьи интересы представляют основные СМИ. Наконец, для 46% граждан характерна средняя самооценка навыков работы с информацией.
Социологи уверены, что россияне, высоко оценивающие свои навыки работы с информацией, – преимущественно пользователи Интернета. Именно умение пользоваться им сегодня определяет общий уровень медиаграмотности. Рецепт социологов, таким образом, очевиден: повышать медиаграмотность следует прежде всего путем расширения доступа к Интернету и распространения навыков его использования. «Особенно это касается приобщения к Интернету взрослого населения, – говорит Игорь Задорин. – Молодежь, как показывает практика, успешно обучается сама».