Объемы торговли между странами СНГ резко уменьшились.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Кризис бьет по международным связям. В то же время выход из кризиса надо искать в развитии международного сотрудничества, и с близкими нам странами – в особенности. Об экономических процессах, которые разворачиваются в СНГ, мы беседовали с доктором экономических наук, руководителем Центра постсоветских исследований Леонидом Вардомским.
– Леонид Борисович, подводя промежуточные итоги кризиса – что можно сказать об экономических отношениях России со странами СНГ и ближнего зарубежья?
– Показатели взаимных торговых связей сильно сократились по сравнению с прошлым годом – примерно в два раза. Вообще экспорт сократился примерно на 45%, и в целом по странам СНГ характеристики примерно те же. От кризиса в России пострадали те страны, которые на нее сильно были «завязаны». C Казахстаном меньше сократился объем торговли, с Украиной больше, доля Белоруссии на фоне спада даже чуть-чуть увеличилась по сравнению с прошлым годом – на пару десятых процента. Но вообще, повторю, сокращение объемов взаимной торговли очень сильное – частично за счет того, что понизились цены на топливо и сырье, частично за счет сокращения деловой и инвестиционной активности, падения потребительского спроса. Для многих стран торговля с Россией составляет важный элемент экономики – поэтому в нынешних условиях они очень пострадали от российского спада ВВП и снижения объема торговли. Кроме того, заморожено жилищное строительство, да и многие другие стройки – поэтому упал спрос на мигрантскую рабочую силу, отсюда потери в переводах. Для наших соседей хорошо то, что немного упали мировые цены на энергоносители, но с большинством стран Россия торгует по фиксированным, довольно преференциальным ценам, которые были установлены еще до кризиса, за исключением Украины и Молдовы – так что этот фактор особой роли не сыграл. Еще одно достаточно необычное обстоятельство необходимо отметить. В торговле с Европой цены на газ сократились, потому что упала цена на нефть, а наши закупки в Средней Азии продолжали производиться по фиксированной цене, и это сильно ударило по бюджету «Газпрома». Это были политические соглашения, а политика стоит денег.
– В ближайшее время будет создан Таможенный союз.
– Главы государств Белоруссии, Казахстана и России должны 27 ноября подписать соглашение, Таможенный кодекс. Этот документ имеет статус межгосударственного соглашения. Кроме того, будет подписан еще ряд документов, на основании которых 1 января должен быть запущен проект Таможенного союза.
– Насколько, как вам кажется, серьезны намерения сторон? Вот Александр Лукашенко на днях выступил, заявил, что много есть вещей, не до конца согласованных и ущемляющих интересы Белоруссии.
– Намерения сторон серьезные, но дьявол в деталях. Идея сейчас такая: главное – начать процедуру реализации проекта, принять первые документы. Законодательство стран-участниц – таможенное, налоговое, по НДС, по акцизам, по пошлинам – сильно различается, все это довольно сложно одномоментно привести к единому знаменателю и предусмотреть, как система будет работать. Естественно, всплывут противоречия, но их должна решать Таможенная комиссия. Относительно порядка принятия решений и полномочий стран – есть определенные процедуры, решение принимается более 60% голосов, но у России будет 40%. То есть невыгодное для нас решение мы всегда можем заблокировать.
– Границы в Белоруссии для иномарок открыты, а мы свое автомобилестроение всячески защищаем. Теперь и Белоруссия поднимет импортные пошлины – объединившись с нами в Таможенном союзе?
– Да, должны быть одинаковые внешние тарифы. Как раз по автомобилям, конечно, наибольшие противоречия – России удалось настоять на своей ставке, повышенной, но это сильный раздражитель – на последнем заседании Совета по пограничным делам премьер-министр сказал, что тариф будет понижен в течение года.
В данном случае речь идет о том, чтобы была свобода торговли стран – участниц Таможенного союза между собой. Здесь существенную роль играет проблема статистики. Должна быть четкая информационная система, отслеживающая движение грузов, товаров, которые пересекают внешние и внутренние границы. Чтобы не было обид и взаимных подозрений. У нас, скажем, экспортный тариф на треть товарных наименований – металлы, лес, горючее, уголь. У Белоруссии вообще нет такого тарифа. У Казахстана есть, но на энергоносители. Как поставлять друг другу эти наименования? Если мы нефть, газ, металлы поставляем Белоруссии, она может их перепродавать. То есть должны быть какие-то обязательства. У нас экспортная пошлина на лес – пока 15 евро за квадратный метр, а внутри Таможенного союза этой пошлины не будет. Но пока никто не может помешать казахам перепродавать лес. Наладить эту информационную систему довольно сложно.
В рамках Таможенного союза есть прогрессивные проекты – например, Антикризисный фонд. Главный спонсор, правда, – Россия, у которой сейчас у самой не здорово с деньгами. Но все же фонд будет запущен, и – главное – он будет не только помогать странам преодолевать кризис, но в послекризисный период направлять новые интересные проекты. Распоряжаться этим фондом будет созданный недавно Евразийский банк развития. Он довольно интенсивно работает, помимо России и Казахстана в нем участвуют Армения, Таджикистан, проявила интерес Киргизия. Сам факт появления таких институтов и активизация их работы – прогрессивное явление. Россия решила выделить несколько кредитов – для Киргизии, Армении, Белоруссии, последней, правда, не в том объеме, который предполагался изначально. Это тоже форма компенсации тех потерь, которые они понесли в результате кризиса, ослабления торговых связей и связей по линии трудовых миграций.