0
1700
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

30.06.2009 00:00:00

По способностям

Тэги: образование, революция


образование, революция Университет – замковый камень профессиональной арки.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)

Недавняя революция в образовании имеет такое же значение, какое имели промышленная и демократическая революции. <┘>

Главное в новой фазе образовательной революции, которая в определенном смысле синтезирует мотивы промышленной и демократической революций, – это равенство возможностей и гражданское равенство. Теперь уже не подразумевается, что существует «врожденная способность» индивида достигать справедливого положения непосредственно через рыночную конкуренцию. Вместо этого признается, что стратификация по способностям должна быть опосредована целым комплексом различных стадий, которые проходит индивид в процессе своей социализации. Все в большей мере создаются условия для того, чтобы имеющие худшие начальные позиции могли преуспеть с помощью отбора, регулируемого в невиданных доныне масштабах универсалистскими нормами.

«Утопизм» полного политического равенства смягчается с помощью структур, располагающихся между «абсолютным» индивидом и высшим коллективом – национальным сообществом. Эти структуры не исключают неравенства как такового, они даже легитимизируют какие-то его формы, но при этом тяготеют к минимизации аскриптивной заданности такого неравенства или произвола в том, как они создаются. Люди «обучаются» и отбираются в соответствии с социализированной способностью к выполнению ответственных ролей, требующих высокого уровня компетентности и влекущих за собой высокий уровень вознаграждений, включая доход, политическое влияние и в несколько меньшей мере власть.

Образование является одним из особенно важных факторов в общей стратификации как в социалистической, так и в свободно предпринимательской разновидностях современной системы. Будущие изменения будут отправляться от этой модели, а не обходить ее. Они не смогут основываться на относительно «чистых» экономических критериях отбора, на навязывании политической властью «монотонного» равенства или на посылке, что такое равенство возникнет «спонтанно», если только устранить определенные препятствия, что по сути своей повторяло бы романтические идеи XVIII столетия о добродетельности «естественного человека».

Образовательная революция оказывает глубокое и все возрастающее воздействие на общественную структуру занятости, в особенности в направлении общего повышения адаптационной способности общества. Чрезвычайно значима здесь возрастающая важность «свободных профессий». В социологической литературе принято рассматривать профессиональные роли работников в контексте «бюрократии», когда подчеркивается иерархическая организация и «линейная» подчиненность. Профессиональный компонент, однако, более эффективно институционализируется во взаимодействиях другого рода – в «коллегиальной» форме ассоциации, членство в которой является не просто добровольным участием, но одновременно и «работой» с ее профессиональными ролями.

Профессиональный комплекс уходит корнями в античную древность и Средние века, особенно там, где речь идет о деятельности священнослужителей, юристов и медиков. Новый этап начался, когда во главу угла в конце XIX века была поставлена научная компетентность сначала в юриспруденции и в «научной медицине», а затем во многих отраслях инженерного дела и прикладных наук, а равно и в областях социально-поведенческого цикла.

Требуемой для профессиональной деятельности компетентности, как правило, достигают только с помощью продвинутого формального образования, которое сосредоточено сегодня в академических условиях. Современный университет поэтому стал замковым камнем профессиональной арки. Профессия в самом чистом виде – это академическая профессия, профессия поиска и передачи знаний. Она окружена кольцом профессий, посвященных приложению знаний к задачам общественного порядка (право), здоровья (медицина), эффективности государственных и частных организаций (администрация), эффективного использования ресурсов вне социальной среды (технология) и т.д.

Таким образом, революция в образовании через развитие академического комплекса и каналов практического применения научных разработок дала старт преобразованию всей структуры современного общества. Сверх всего она уменьшает важность двух главных объектов идеологического внимания – рынка и бюрократической организации. На передний план выдвигается организация по принципу ассоциации, особенно в ее коллегиальной форме.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1617
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1006
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
725
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
997

Другие новости