В числе причин неразвитости гражданского общества в нашей стране называют в основном две: либо наши собственные эгоизм, цинизм и безразличие, либо то, что государство не создает условий для развития гражданского общества, а иногда и борется с ним. Между тем, как представляется, есть одна важная причина не учитывается.
«Гражданское общество» – словосочетание не из нашей культуры, из западной. Когда рядового респондента просишь привести примеры каких-нибудь институтов, явлений, организаций, которые были бы связаны с гражданским обществом, были бы его частью, – респондент напрягается и говорит: Хельсинкская группа. Которая совершенно не воспринимается как связанная с повседневными российскими реалиями. Задаешь вопрос: а вы имеете отношение к каким-нибудь общественным организациям? – Нет, чур меня.
Гражданские отношения у нас есть. Отношения солидарности есть. Отношения доверия есть. Взаимовыручки, взаимопомощи. Благотворительность есть. Но никто эти нормальные человеческие связи не воспринимает и не определяет в терминах гражданского общества. Мы в Астрахани проводили интервью по поводу непосредственного управления домом. В Астрахани болотистая почва, и жилой фонд очень сильно разрушается. Люди скинулись на обустройство – буквально для того, чтобы можно было войти в подъезд. В конечном счете ведь всегда находятся какие-то инициаторы – либо это мужик-хитрован, либо молодая пенсионерка, с высшим образованием и потенциалом, которой нужно как-то его реализовать... Но слов «общественная организация» люди не произносят: бог с вами, мы соседи!
Термины, которые употребляются в научном, публицистическом, политическом дискурсе в разговоре о гражданском обществе, – та же «общественная организация», «общественная активность», – это слова из прошлой жизни, из доперестроечных времен, когда были народные дружины, активисты, общественные организации, общественные работы, и по отношению к сегодняшнему дню это язык неадекватный. Пожалуй, слова «волонтер», «волонтерство» не дискредитированы, поэтому они как-то больше прижились – и волонтеры у нас есть, конечно, причем не так мало.
Есть предложения возродить, например, слово из XIX века – «общественность», тогда оно употреблялось в смысле общественной жизни, общественных отношений. Но будет ли слово из словаря XIX века, опять-таки, адекватно описывать сегодняшний день?..
А ведь изобрести язык никто не сможет – языки рождаются в культуре. Явление есть, оно пока всего лишь не оформилось вербально. А с другой стороны, это серьезная проблема, потому что – что не названо, то как бы и не существует.