Нужны новые пути оптимизации работы предприятия.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
У нынешнего кризиса, как не раз уже было отмечено, есть, помимо отрицательных, и положительные эффекты, которые в общем виде могут быть определены как оздоровительные. В частности, нынешний кризис побуждает руководителя предприятия выйти из пассивного состояния, заставляет его переосмыслить прежнюю систему менеджмента, выявить в ней наиболее слабые звенья, сделать соответствующие выводы, чтобы перейти к использованию новых, более эффективных инструментов управления. Одним из таких инструментов может стать социальный аудит.
В погоне за конкурентоспособностью
Что касается аудита вообще, то он уже давно не является для российского бизнес-сообщества чем-то новым. Однако есть существенная разница между финансовым аудитом, уже получившим широкое распространение как инструмент финансового менеджмента, и аудитом социальным, о котором некоторые руководители даже и не слышали.
Финансовый аудит имеет важную, но все же ограниченную сферу применения – финансовые отношения. Привлечение этого инструмента было обусловлено главной целью бизнес-предприятия – а этой целью в России было получение прибыли. (Здесь нельзя не вспомнить яркую формулировку Михаила Фридмана: «Социальная ответственность предприятия – это увеличение доходов».) Аудиторское обследование финансовых отношений как бы успокаивало акционеров: их дивидендам ничего не угрожает, значительной задолженности нет, налоги регулярно выплачиваются, серьезные основания для санкций со стороны налоговых органов отсутствуют┘ Но односторонняя ориентация на сиюминутную выгоду во многом способствовала образованию финансового пузыря, который в конечном итоге и лопнул; финансовый аудит не смог уберечь бизнес от финансового кризиса.
Не принижая роль финансовых ресурсов, все же следует признать, что в современном рыночном хозяйстве на первое место выдвигаются человеческие ресурсы и человеческий капитал. В системе управления все большее значение начинают обретать социальный менеджмент и аудиторское обследование социоэкономических отношений. Сознательно упрощая очень сложную систему современного менеджмента, тем не менее можно утверждать: если собственник способен управлять человеческими ресурсами, то у него будут и финансовые средства, и наоборот – он их наверняка потеряет, если не сумеет эффективно управлять наемными работниками.
Эволюция рыночных отношений меняет соотношение роли прибыли и конкурентной способности в системе корпоративного управления. В современной системе управления резко повышается роль стратегического менеджмента и способности предприятия создать конкурентные преимущества. Сегодня успех на рынке определяется не столько ценовым фактором и даже не конъюнктурно большей прибылью, сколько высоким качеством продукта, его инновационным характером, современным дизайном, нормальным социальным климатом на предприятии, его привлекательным имиджем в глазах потребителей и т.п. В стратегии устойчивого и долгосрочного развития прибыль уступает свое авангардное место конкурентной способности и становится уже от нее производной и зависимой. Одновременно на смену тактике сиюминутной выгоды приходит стратегия минимизации социальных рисков, а аудиторское обследование начинает охватывать и социоэкономические отношения.
Кадровая адаптация к новым экономическим требованиям
Можно с уверенностью утверждать, что после кризиса неконкурентоспособное предприятие уже не будет, как прежде, получать прибыль и делать деньги из воздуха. Вряд ли будет возможно экономить на оплате труда квалифицированного персонала, без которого нельзя производить высококачественную продукцию. Трудно будет добиться эффективного использования трудовых ресурсов, если сохранятся авторитарный стиль управления и напряженность социальных отношений между персоналом и руководством предприятия.
Любой хозяйствующий субъект должен будет адаптироваться и к основным макроэкономическим параметрам, в которых ему придется функционировать. А эти параметры в контексте «Стратегии-2020» ориентированы на долгосрочное и устойчивое развитие, в основе которого будут инновационный процесс, коренная модернизация технологической базы промышленности, резкое повышение производительности труда.
Для этого необходимо уже сегодня приступить к внедрению системы социального аудита. Именно аудиторское обследование позволяет выбрать наиболее рациональные ходы, например, в кадровой политике. В России уже приступили к массовым увольнениям, которые почему-то считаются эффективными антикризисными мерами. В то же время французские профессиональные аудиторы убедительно доказывают, что увольнение 10% работников может привести к психологическому стрессу для оставшихся – в результате их эффективность снизится примерно наполовину (Hubert Landier. Evaluer le climat social de votre entreprise. Paris, 2008, р. 123).
С другой стороны, именно в кризис социальный аудит позволяет определить характер ближайшего окружения руководства предприятия и понять, представляет оно собой сплоченную команду единомышленников или «свиту» не очень компетентных, но упорно демонстрирующих личную преданность шефу менеджеров. Современный социальный аудит располагает методиками, позволяющими дать достаточно точную и объективную характеристику потенциала менеджерского корпуса и выявить его реальные способности к инновациям, улучшению качества продукта, формированию корпоративной солидарности персонала – то есть к тому, что абсолютно необходимо для конкурентной способности хозяйствующего субъекта. Иными словами, кризис дает возможность избавиться от балласта «ненужных» людей и в то же время как бы подсказывает: любой ценой надо сохранить квалифицированные кадры – их наличие для выживания предприятия является решающим.
Результаты аудиторского обследования должны носить открытый характер. Социальный аудит снимает таинственность, которая часто окружает проблему доходов руководства предприятий, и тем самым может способствовать ликвидации базы для всевозможных слухов, играющих роль раздражителей в социальном менеджменте.
Анонимное анкетирование, социальные опросы и мониторинги, индивидуальные беседы с работниками, проводимые в рамках социального аудита, дают более полную и объективную картину социального климата на предприятии, чем та, что складывается из менеджерских отчетов: менеджеры часто не склонны давать соответствующую информацию руководству, так как сами могут быть виновниками нездоровой социальной обстановки.
Предрассудки и объективные сложности
Приступить к социальному аудиту в период кризиса мешают и психологические заблуждения, характерные для некоторых руководителей. Одно из распространенных заблуждений подобного рода – представление о нецелесообразности затрат на аудиторское обследование в условиях острой нехватки финансовых средств. Подобные сомнения характерны для руководителей, которые мало знакомы с практикой социального аудита: крупные европейские корпорации, проводящие широкие аудиторские обследования, компенсируют расходы на подобные мероприятия всего за несколько месяцев. Не случайно во время кризиса число заказов на социальный аудит лишь возрастает.
Другим психологическим барьером может быть представление руководителя о том, что он сам достаточно компетентен, чтобы самостоятельно разобраться в проблемах своего предприятия. Однако очевидно, что в современной системе намного усложнившегося управления нельзя претендовать на роль безупречного знатока во всех сферах – управления персоналом, маркетинга, логистики, информационных технологий, оперативного и стратегического менеджмента и т.п. Да и менеджеры предприятий не всегда могут дать хорошо обоснованные рекомендации для принятия решений.
Существуют и более объективные причины, которые затрудняют переход к социальному аудиту. Прежде всего – отсутствие правовой базы для социального аудита. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» посвящен практически целиком и полностью аудиту финансовому. Социальный же аудит имеет свою специфику, которая должна найти отражение в отдельном законодательном акте. Кроме того, в России нет еще корпуса профессиональных социальных аудиторов, так же как и отечественных аудиторских агентств, имеющих практический опыт и получивших признание бизнес-сообщества.
Трудно отрицать объективные и субъективные трудности социального аудита в период его становления. Однако очевидно, что социальный аудит незаменим в качестве инструмента антикризисного управления, и для бизнес-сообщества настала пора это осознать.