0
1424
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

23.12.2008 00:00:00

Юридические основания взаимной поддержки

Наталья Каминарская

Об авторе: Наталья Георгиевна Каминарская - исполнительный секретарь Форума доноров.

Тэги: концепция, политика, нко


концепция, политика, нко Личный вклад каждого в добровольчество – нормальная составляющая социальной жизни. Это очевидно, но пока не отражено в официальных документах.
Фото ИТАР-ТАСС

В результате консультаций, которые экспертное сообщество проводило с Министерством экономического развития, к концу 2007 года возникла инициатива – разработка Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации на период до 2020 года.

По инициативе и под руководством Министерства экономического развития была создана экспертная рабочая группа, в которую вошли представители как небольших, так и крупных благотворительных и добровольческих организаций, представители донорских организаций и компаний, члены комиссии Общественной палаты РФ по развитию благотворительности и совершенствованию законодательства об НКО. Осенью 2008 года к работе присоединилась и Высшая школа экономики. Таким образом, данный документ представляет собой плод совместных усилий государства, благотворительных структур и научного сообщества.

Главные направления

Концепция – это план развития государственной политики в области благотворительности и добровольчества, в соответствии с которым будут приниматься законы и подзаконные акты, осуществляться те или иные политические и неполитические шаги. Концепция направлена на то, чтобы улучшить законодательное обеспечение благотворительной деятельности, скоординировать вопросы, которые по-разному трактуются в Налоговом кодексе, Гражданском кодексе, законе о благотворительной деятельности, законе о некоммерческих организациях.

В последние годы в России наблюдается устойчивый рост числа граждан и организаций, участвующих в благотворительной деятельности. Концепция тем не менее стала первым системным документом такого уровня, в котором сформулированы ключевые направления развития благотворительности, необходимые с точки зрения государства: повышение доверия граждан к благотворительной деятельности, увеличение числа граждан и организаций, участвующих в благотворительной деятельности, повышение эффективности благотворительной и добровольческой деятельности как института общественного развития, распространение практики корпоративной социальной ответственности среди компаний, государственная поддержка благотворительной деятельности, развитие и совершенствование института социальной рекламы и других методов информирования граждан о благотворительной деятельности, а также развитие системы образования, включая профессиональное образование, по теме благотворительности.

Кроме того, документ задает и основные механизмы государственной поддержки развития благотворительности и добровольчества. Это финансовое и моральное стимулирование граждан и организаций, участвующих в благотворительной деятельности, со стороны государства; образовательно-просветительская деятельность в области благотворительности и добровольчества; развитие законодательства в области социальной рекламы и направленного на повышение социальной ответственности бизнеса, информирование общества о благотворительной деятельности и вовлечение граждан в такую деятельность.

Финансовое поощрение

Что касается способов финансового поощрения участников благотворительной деятельности, то в концепции это направление разработано наиболее конкретно. Так, в документе заложены возможности разработки законов по предоставлению налоговых льгот для частных лиц и для компаний, жертвующих средства и другие ресурсы на социально-значимые цели. Предлагается и комплекс мер, которые могут помочь небольшим организациям в получении государственных субсидий, льгот по оплате помещений; проработаны возможности получения равноправного доступа к государственному финансированию для некоммерческих и муниципальных организаций. Кроме поощрительных мер такого характера в документе предусмотрены шаги, направленные на поддержку развития корпоративной социальной ответственности. Среди них поощрение корпоративного добровольчества, рекомендации со стороны государства государственным компаниям издавать социальные отчеты в соответствии с международными стандартами, а также проведение конкурсов и создание наград в области благотворительности для бизнеса.

Новым для российского законодательства является предложение по разработке формата благотворительной деятельности, который в мировой практике получил название организации общественной пользы. Функционирование, финансовая и содержательная отчетность такой организации могут быть регламентированы жестче, чем у «стандартной» благотворительной структуры, но в то же время ей могут предоставляться льготы по налогу на прибыль, единому социальному налогу и т.д.

Проект концепции направлен на развитие благотворительности не только на федеральном, но и на региональном уровне. Так, местным органам власти рекомендуется использовать существующий опыт по предоставлению льгот для благотворителей в части налогов, поступающих в муниципальный бюджет, а также предоставлению льгот для НКО по оплате аренды. Одной из лучших практик является опыт Самарской области, где существует региональный закон о благотворительности. В соответствии с ним предприятия, жертвующие определенные суммы на благотворительность, освобождаются от 3–5% налога на прибыль, который они направляют в местный бюджет.

Важно отметить, что при разработке проекта концепции авторы опирались и на мировую практику. Так, в проекте учтен опыт Великобритании, где оформить налоговый вычет для своего жертвователя могут некоммерческие организации – получатели средств: документ предлагает такой же подход. Возможно, среди будущих механизмов поддержки корпоративной благотворительности государство возьмет на вооружение и другой опыт Великобритании, где работает система предоставления малому и среднему бизнесу государственных грантов на администрирование благотворительности внутри компании (без грантовой поддержки предприятия малого и среднего бизнеса организацию такого управления позволить себе не могут).

Образование

Что касается образования в сфере благотворительности, то речь идет о разнообразных форматах. С самого раннего возраста у членов общества необходимо вырабатывать представление о том, что благотворительная и добровольческая деятельность, личный вклад каждого в эту деятельность – нормальная и необходимая составляющая социальной жизни. Поэтому предлагается введение гражданского образования по данной теме в школе. Статистика сегодняшнего дня – 12 тыс. благотворительных организаций на страну с населением 140 млн. (по экспертным оценкам) – показывает, что воспитание такого понимания в гражданах (наряду с развитием и поддержкой разнообразных механизмов и возможностей добровольческой деятельности) – насущный вопрос. Необходимо также введение профессионального образования социальных менеджеров (отдельно – это пока более реалистичная задача – может быть введено дополнительное образование для тех, кто уже получил высшее образование и намеревается работать в НКО). Особо подчеркивается важность образования для чиновников разного уровня, которые курируют сферы добровольчества и благотворительности, – в противном случае эффективное сотрудничество благотворителей с государством не может быть налажено.

В концепции подчеркивается необходимость закона о социальной рекламе – далеко не все благотворители располагают возможностями для того, чтобы продвигать информацию о своей деятельности на общих с остальными рекламодателями основаниях. Необходимы целенаправленное привлечение СМИ к социальной тематике, государственное поощрение тех СМИ, которые освещают социальные вопросы, систематическая работа с социальными журналистами.

Коалиционные усилия по объединению

Хочется особо подчеркнуть очень важное прецедентное обстоятельство, которое характеризует концепцию: она представляет собой результат коалиционных усилий. Это государственный документ, однако и все остальные заинтересованные стороны – некоммерческие, благотворительные организации, доноры, научные структуры – выражают в данном документе свою точку зрения и берут на себя ряд обязательств (например, обеспечение большей прозрачности и открытости работы НКО). Соответственно при создании и приеме законов все участники смогут выступить со своими предложениями, комментариями.

Материалы концепции обсуждались на форуме, который проводила 19 ноября комиссия Общественной палаты по развитию благотворительности и совершенствованию законодательства об НКО при поддержке Министерства экономического развития и при участии Форума доноров и Агентства социальной информации. По результатам подготовлено обращение от Общественной палаты, которое будет направлено в правительство РФ. Участники форума рекомендовали Минэкономразвития доработать проект концепции с учетом предложений Общественной палаты РФ и участников форума.

В условиях кризиса важность концепции повышается: НКО как институт гражданского общества – это реальная возможность смягчить социальные последствия кризиса для большого количества людей, которые останутся без работы и зарплаты. Социальные структуры в этих условиях могут привлекать граждан для работы, заняться их переквалификацией, предоставлять информационные услуги населению, открыть площадку для общественного обсуждения создавшейся непростой ситуации. Разумеется, НКО, которые всегда находились в самых неблагоприятных условиях с точки зрения финансирования, сами в настоящее время испытывают серьезные трудности – так, у всех крупных организаций, которые занимаются сбором пожертвований на федеральном уровне, бюджет частных пожертвований уже существенно сокращается. В то же время, если бы у частных жертвователей была возможность получить налоговую льготу за пожертвование в НКО, это снижение не было бы столь резким и поддержало бы большое число организаций.

Кроме того, НКО необходим исходящий от благотворителей месседж о том, что благотворительная деятельность, помощь той или иной организации остается для благотворителя приоритетом, несмотря на то что в связи с текущими трудностями объем помощи будет временно сокращен. Кризис – это, собственно, и есть время выстраивания стратегий на будущее. Всем нам необходимо понимание того, что кризис – преходящее явление, а сосуществование в составе единого организма невозможно без взаимной поддержки и толерантности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Московский бизнес растет при поддержке современных цифровых систем

Московский бизнес растет при поддержке современных цифровых систем

Татьяна Астафьева

Цифровые сервисы облегчают жизнь столичным предпринимателям и стимулируют их развитие

0
293
Госорганы прячут от адвокатов сведения о гражданах

Госорганы прячут от адвокатов сведения о гражданах

Екатерина Трифонова

Чтобы получить информацию по запросу, защитники проходят круги судебных разбирательств

0
349
За осквернение исторической памяти будет особая статья

За осквернение исторической памяти будет особая статья

Иван Родин

Правительство сообщило Госдуме о президентской поправке в Уголовный кодекс

0
390
Партии проявляют интерес к губернаторским кампаниям

Партии проявляют интерес к губернаторским кампаниям

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Системная оппозиция будет искать возможности и ресурсы в восьми регионах

0
328

Другие новости