0
1403
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

23.12.2008 00:00:00

Юридические основания взаимной поддержки

Наталья Каминарская

Об авторе: Наталья Георгиевна Каминарская - исполнительный секретарь Форума доноров.

Тэги: концепция, политика, нко


концепция, политика, нко Личный вклад каждого в добровольчество – нормальная составляющая социальной жизни. Это очевидно, но пока не отражено в официальных документах.
Фото ИТАР-ТАСС

В результате консультаций, которые экспертное сообщество проводило с Министерством экономического развития, к концу 2007 года возникла инициатива – разработка Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации на период до 2020 года.

По инициативе и под руководством Министерства экономического развития была создана экспертная рабочая группа, в которую вошли представители как небольших, так и крупных благотворительных и добровольческих организаций, представители донорских организаций и компаний, члены комиссии Общественной палаты РФ по развитию благотворительности и совершенствованию законодательства об НКО. Осенью 2008 года к работе присоединилась и Высшая школа экономики. Таким образом, данный документ представляет собой плод совместных усилий государства, благотворительных структур и научного сообщества.

Главные направления

Концепция – это план развития государственной политики в области благотворительности и добровольчества, в соответствии с которым будут приниматься законы и подзаконные акты, осуществляться те или иные политические и неполитические шаги. Концепция направлена на то, чтобы улучшить законодательное обеспечение благотворительной деятельности, скоординировать вопросы, которые по-разному трактуются в Налоговом кодексе, Гражданском кодексе, законе о благотворительной деятельности, законе о некоммерческих организациях.

В последние годы в России наблюдается устойчивый рост числа граждан и организаций, участвующих в благотворительной деятельности. Концепция тем не менее стала первым системным документом такого уровня, в котором сформулированы ключевые направления развития благотворительности, необходимые с точки зрения государства: повышение доверия граждан к благотворительной деятельности, увеличение числа граждан и организаций, участвующих в благотворительной деятельности, повышение эффективности благотворительной и добровольческой деятельности как института общественного развития, распространение практики корпоративной социальной ответственности среди компаний, государственная поддержка благотворительной деятельности, развитие и совершенствование института социальной рекламы и других методов информирования граждан о благотворительной деятельности, а также развитие системы образования, включая профессиональное образование, по теме благотворительности.

Кроме того, документ задает и основные механизмы государственной поддержки развития благотворительности и добровольчества. Это финансовое и моральное стимулирование граждан и организаций, участвующих в благотворительной деятельности, со стороны государства; образовательно-просветительская деятельность в области благотворительности и добровольчества; развитие законодательства в области социальной рекламы и направленного на повышение социальной ответственности бизнеса, информирование общества о благотворительной деятельности и вовлечение граждан в такую деятельность.

Финансовое поощрение

Что касается способов финансового поощрения участников благотворительной деятельности, то в концепции это направление разработано наиболее конкретно. Так, в документе заложены возможности разработки законов по предоставлению налоговых льгот для частных лиц и для компаний, жертвующих средства и другие ресурсы на социально-значимые цели. Предлагается и комплекс мер, которые могут помочь небольшим организациям в получении государственных субсидий, льгот по оплате помещений; проработаны возможности получения равноправного доступа к государственному финансированию для некоммерческих и муниципальных организаций. Кроме поощрительных мер такого характера в документе предусмотрены шаги, направленные на поддержку развития корпоративной социальной ответственности. Среди них поощрение корпоративного добровольчества, рекомендации со стороны государства государственным компаниям издавать социальные отчеты в соответствии с международными стандартами, а также проведение конкурсов и создание наград в области благотворительности для бизнеса.

Новым для российского законодательства является предложение по разработке формата благотворительной деятельности, который в мировой практике получил название организации общественной пользы. Функционирование, финансовая и содержательная отчетность такой организации могут быть регламентированы жестче, чем у «стандартной» благотворительной структуры, но в то же время ей могут предоставляться льготы по налогу на прибыль, единому социальному налогу и т.д.

Проект концепции направлен на развитие благотворительности не только на федеральном, но и на региональном уровне. Так, местным органам власти рекомендуется использовать существующий опыт по предоставлению льгот для благотворителей в части налогов, поступающих в муниципальный бюджет, а также предоставлению льгот для НКО по оплате аренды. Одной из лучших практик является опыт Самарской области, где существует региональный закон о благотворительности. В соответствии с ним предприятия, жертвующие определенные суммы на благотворительность, освобождаются от 3–5% налога на прибыль, который они направляют в местный бюджет.

Важно отметить, что при разработке проекта концепции авторы опирались и на мировую практику. Так, в проекте учтен опыт Великобритании, где оформить налоговый вычет для своего жертвователя могут некоммерческие организации – получатели средств: документ предлагает такой же подход. Возможно, среди будущих механизмов поддержки корпоративной благотворительности государство возьмет на вооружение и другой опыт Великобритании, где работает система предоставления малому и среднему бизнесу государственных грантов на администрирование благотворительности внутри компании (без грантовой поддержки предприятия малого и среднего бизнеса организацию такого управления позволить себе не могут).

Образование

Что касается образования в сфере благотворительности, то речь идет о разнообразных форматах. С самого раннего возраста у членов общества необходимо вырабатывать представление о том, что благотворительная и добровольческая деятельность, личный вклад каждого в эту деятельность – нормальная и необходимая составляющая социальной жизни. Поэтому предлагается введение гражданского образования по данной теме в школе. Статистика сегодняшнего дня – 12 тыс. благотворительных организаций на страну с населением 140 млн. (по экспертным оценкам) – показывает, что воспитание такого понимания в гражданах (наряду с развитием и поддержкой разнообразных механизмов и возможностей добровольческой деятельности) – насущный вопрос. Необходимо также введение профессионального образования социальных менеджеров (отдельно – это пока более реалистичная задача – может быть введено дополнительное образование для тех, кто уже получил высшее образование и намеревается работать в НКО). Особо подчеркивается важность образования для чиновников разного уровня, которые курируют сферы добровольчества и благотворительности, – в противном случае эффективное сотрудничество благотворителей с государством не может быть налажено.

В концепции подчеркивается необходимость закона о социальной рекламе – далеко не все благотворители располагают возможностями для того, чтобы продвигать информацию о своей деятельности на общих с остальными рекламодателями основаниях. Необходимы целенаправленное привлечение СМИ к социальной тематике, государственное поощрение тех СМИ, которые освещают социальные вопросы, систематическая работа с социальными журналистами.

Коалиционные усилия по объединению

Хочется особо подчеркнуть очень важное прецедентное обстоятельство, которое характеризует концепцию: она представляет собой результат коалиционных усилий. Это государственный документ, однако и все остальные заинтересованные стороны – некоммерческие, благотворительные организации, доноры, научные структуры – выражают в данном документе свою точку зрения и берут на себя ряд обязательств (например, обеспечение большей прозрачности и открытости работы НКО). Соответственно при создании и приеме законов все участники смогут выступить со своими предложениями, комментариями.

Материалы концепции обсуждались на форуме, который проводила 19 ноября комиссия Общественной палаты по развитию благотворительности и совершенствованию законодательства об НКО при поддержке Министерства экономического развития и при участии Форума доноров и Агентства социальной информации. По результатам подготовлено обращение от Общественной палаты, которое будет направлено в правительство РФ. Участники форума рекомендовали Минэкономразвития доработать проект концепции с учетом предложений Общественной палаты РФ и участников форума.

В условиях кризиса важность концепции повышается: НКО как институт гражданского общества – это реальная возможность смягчить социальные последствия кризиса для большого количества людей, которые останутся без работы и зарплаты. Социальные структуры в этих условиях могут привлекать граждан для работы, заняться их переквалификацией, предоставлять информационные услуги населению, открыть площадку для общественного обсуждения создавшейся непростой ситуации. Разумеется, НКО, которые всегда находились в самых неблагоприятных условиях с точки зрения финансирования, сами в настоящее время испытывают серьезные трудности – так, у всех крупных организаций, которые занимаются сбором пожертвований на федеральном уровне, бюджет частных пожертвований уже существенно сокращается. В то же время, если бы у частных жертвователей была возможность получить налоговую льготу за пожертвование в НКО, это снижение не было бы столь резким и поддержало бы большое число организаций.

Кроме того, НКО необходим исходящий от благотворителей месседж о том, что благотворительная деятельность, помощь той или иной организации остается для благотворителя приоритетом, несмотря на то что в связи с текущими трудностями объем помощи будет временно сокращен. Кризис – это, собственно, и есть время выстраивания стратегий на будущее. Всем нам необходимо понимание того, что кризис – преходящее явление, а сосуществование в составе единого организма невозможно без взаимной поддержки и толерантности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1319
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
835
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
597
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
830

Другие новости