0
1742
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

25.11.2008 00:00:00

Внутренний конфликт

Сергей Рыженков

Об авторе: Сергей Рыженков - заместитель директора Центра изучения современной политики (ЦИСП).

Тэги: кризис, премьерминистр, президент


кризис, премьер-министр, президент В норме, если правительство отрицает реальность, она начинает отрицать правительство.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Принцип несменяемости главы правительства может стать ключевым политическим фактором, который определит характер и результаты борьбы с финансовым кризисом в нашей стране. Никто не знает, как будет развиваться кризис, насколько он будет глубоким и как долго будет продолжаться, но каждому понятно, что лидера нации в отставку отправить невозможно, даже если из всех своих обязанностей он справляется только собственно с обязанностями национального лидера.

При сохранении темпов экономического роста последних лет и продолжении потребительского бума расхождение между ипостасями Владимира Путина не только оставалось бы незаметным, но и особого влияния на политические и экономические процессы могло бы не оказать. Однако кризис сделал это расхождение весьма и весьма значимым и выразительным.

Премьерская несменяемость: вводные замечания

Независимо от результатов в деле противостояния кризису нынешний премьер-министр может пойти только на повышение. Не сработают антикризисные меры, станет совсем худо – досрочно изберется в президенты на двенадцатилетний период, потому что будет ясно, что для исправления ситуации премьерской должности недостаточно. Преодолеем кризис – благодаря ли правительственным мерам в нашей вечно отдельно взятой стране, благодаря ли усилиям правительств наиболее развитых стран в борьбе с мировым кризисом – можно будет избираться в президенты не только в срок, но и предварительно закрепив статус национального лидера эффективной работой в качестве главного антикризисного управляющего страны.

Различия между этими вариантами очевидны – они в методах сохранения и усиления власти. В первом случае придется подкрутить гайки и усилить работу пропагандистской машины, чтобы неизбежный рост протестных настроений и падение личных рейтингов не привели к возрождению оппозиции. Во втором случае достигнутый на сегодня уровень политико-полицейского обустройства можно и не менять.

Но в собственно антикризисной перспективе более важным представляется различие между образом действия правительства, возглавляемого несменяемым премьером (наш случай), и образом действия правительств, положение руководителей которых зависит от результатов их деятельности (случаи других стран). Не касаясь содержания конкретных антикризисных мер, предложенных данным правительством в данный период (это дело экономистов), рассмотрим, сравнивая указанные случаи, насколько несменяемое правительство в принципе способно решать экономические проблемы.

Краткий курс игнорирования кризиса

Кризис начался не сегодня и даже не вчера, и правительство Путина, действуя в период нарастания кризиса, уже набрало некоторое количество штрафных очков.

Так, нынешний премьер и его правительство получили в наследство от прошлого президента и его правительства задачу разработать стратегию социально-экономического развития страны – так называемую Концепцию-2020. Согласно концепции, Россия должна войти в пятерку мировых лидеров по объему ВВП, приблизиться к стандартам благосостояния развитых стран, стать одним из инновационных лидеров и ведущих мировых финансовых центров мира. Видимо, от этого заглядывания за горизонт развилась сильная дальнозоркость, которая придала валу кризиса, с ревом нас настигающему, статус незаметно подкрадывающегося. Специальные антикризисные меры в добавление к накоплению запасов «на черный день» разработаны не были.

Был дан совсем не тот ответ на простой вопрос: с какой стати кризис обойдет нашу страну? Упрощая, суть этого ответа можно сформулировать так: если обойдет, то перспективы откроются небывалые. Не говоря о массовом переезде граждан в собственные загородные дома и повышении средних зарплат до уровня нынешних (или уже вчерашних), вполне приличных, в обозримом будущем, отвечало правительство, будет учрежден многополярный мир, в котором Россия будет одним из полюсов. Экономической логики в этом было мало, но политический соблазн был уж больно силен. Правительство не услышало голосов экономистов, предупреждавших о необходимости принимать во внимание реальность.

Как следствие, новая ошибка: когда финансовый кризис наступил, снова пришлось отрицать очевидное. Даже упомянутую Концепцию-2020 решили реализовывать, несмотря ни на что – хотя и без особого пиара.

Наконец, когда фондовые биржи и цены на нефть вкупе с банковской ликвидностью, не дождавшись реакции президента и общества на очевидные провалы правительства, сказали свое веское ай-ай-ай, бросились все спасать – тот же премьер во главе того же правительства.

Президент же никакого недовольства действиями правительства не выразил. Вину возложили на американцев, которые плохо управляли собственной экономикой и не подумали о последствиях для остального мира, в частности для России. Не заметив, что к этому «не подумали» автоматом прицепляется риторический вопрос: почему они должны об этом думать, а мы – нет?

Ловушка премьерской несменяемости

Сменяемость обычных премьеров и правительств – главный стимул для их эффективной работы. Не справились – до свидания. Все члены правительства вынуждены вести себя предельно рационально и действовать сплоченно, потому что любой серьезный «облом», особенно в условиях угрозы кризиса или кризиса, – и правительству, включая премьера, придется уйти в отставку. В президентских системах есть еще и глава государства, который должен заботиться о том, чтобы не потерять на следующих выборах шансы на собственное новое избрание, на сохранение власти за той политической силой, которую он представляет, – поэтому он не может допустить некомпетентности в работе правительства. Таким образом, президент и правительство вынуждены ориентироваться на реальность – если они ее проигнорируют, она ответит им взаимностью. Ошибки случаются, в том числе серьезные, но ошибки эти – результат сбоев системы, а не продукт ее работы.

Стимулы для эффективной работы правительства, возглавляемого несменяемым премьером при возможности замены всех прочих членов кабинета, совсем иные. Премьер за свою политическую карьеру не переживает: что бы ни случилось, он останется во главе правительства. Логично предположить, что главной его заботой становится сохранение самого принципа несменяемости. Все остальные цели – второстепенны. Министры, то есть сменяемые подчиненные, это тоже понимают.

Между тем борьба с нынешним финансовым кризисом требует сложного сочетания традиционных подходов и нестандартных решений. В частности, соединения роли государства и усилий частного бизнеса. С первым понятно – это было близко предыдущему президенту и, соответственно, столь же близко нынешнему премьеру. Как быть со вторым? Не наплодить бы по ходу преодоления кризиса новых «олигархов». А это уже намек на угрозу принципу несменяемости премьера и даже шире – национального лидера.

Значит, министры могут предлагать премьеру только то, что по части государства: раздавать деньги самым проверенным (то есть «своим») банкам, покупать пакеты акций, потенциально приятные государству в том или ином отношении (под обещание реприватизации). И, конечно, больше учета и контроля (в стране, руководство которой признает, что коррупция у нас везде). Это ведь даже может сработать – если правительства других стран, подстрекаемые неизбежностью собственного потопления в случае неудачи, вытянут-таки себя за волосы из болота. И нас за ними вынесет на твердую почву – так же, как за ними с нее снесло. То есть какой-то шанс удержаться под несменяемым премьером у сменяемых членов кабинета в этом случае есть. Конечно, можно не дождаться восходящего потока мировой экономики, и тогда уже ничто не спасет: несменяемый премьер, хотя и не обязан этого делать, – перетасует колоду и сбросит лишние карты, хотя бы из артистических соображений. Однако если сразу лезть с предложениями, страшно похожими на то, что предлагают оппозиционные экономисты, то с полщелчка и далеко полетишь из своего кресла. Поэтому вопросом типа: «А вдруг в предложениях этих самых оппозиционеров есть рациональное зерно?» официальные борцы с кризисом в принципе задаваться не станут.

Таким образом, соединение принципа несменяемости премьера и невозможности не то что шаг министерский сделать, а даже голову кабинетную повернуть вправо или влево делает вероятность выхода из кризиса равной произвольному сочетанию авосей – единиц, фигурирующих в российской версии теории вероятностей.

Группы поддержки

На фоне неопределенности перспектив борьбы с кризисом не может не прельщать определенность в ином отношении: если финансовый кризис побороть никак нельзя, то можно его использовать. И не только власти, которая уже начала реализовывать заветную мечту о полном, но мирном отмирании оппозиции. Использовательских стратегий много.

Например, тем, кто всегда был близок к попаданию в высшую лигу, но кому все время самую малость чего-то не хватало, в самый раз предложить себя в качестве суперпатриотического, мегасоциально ответственного, сверхдержавоукрепительного средства. Следует ожидать настоящей конкуренции за право побыть в первых рядах борцов с кризисом – пусть и сменяемых, но ведь не сразу!

А какие возможности открываются у вчерашних сеятелей звездного, скандального, гламурного. Ведь теперь не избежать переключения на духовность и аскетизм, исконно присущие российскому (вариант: русскому) народу, теперь с новой силой заявит о себе его стойкость перед лицом всех и всяческих кризисов, ворогов внешних и внутренних. Таким образом – неизбежно переключение на экономику, которая наконец-то должна стать воистину экономной.

И трудно даже предположить, сколько оваций получит первый, кто честно скажет о том, что само общество спровоцировало кризис своим неразумным экономическим поведением.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
1694
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
2013
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
2065
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
1632

Другие новости