В норме, если правительство отрицает реальность, она начинает отрицать правительство.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Принцип несменяемости главы правительства может стать ключевым политическим фактором, который определит характер и результаты борьбы с финансовым кризисом в нашей стране. Никто не знает, как будет развиваться кризис, насколько он будет глубоким и как долго будет продолжаться, но каждому понятно, что лидера нации в отставку отправить невозможно, даже если из всех своих обязанностей он справляется только собственно с обязанностями национального лидера.
При сохранении темпов экономического роста последних лет и продолжении потребительского бума расхождение между ипостасями Владимира Путина не только оставалось бы незаметным, но и особого влияния на политические и экономические процессы могло бы не оказать. Однако кризис сделал это расхождение весьма и весьма значимым и выразительным.
Премьерская несменяемость: вводные замечания
Независимо от результатов в деле противостояния кризису нынешний премьер-министр может пойти только на повышение. Не сработают антикризисные меры, станет совсем худо – досрочно изберется в президенты на двенадцатилетний период, потому что будет ясно, что для исправления ситуации премьерской должности недостаточно. Преодолеем кризис – благодаря ли правительственным мерам в нашей вечно отдельно взятой стране, благодаря ли усилиям правительств наиболее развитых стран в борьбе с мировым кризисом – можно будет избираться в президенты не только в срок, но и предварительно закрепив статус национального лидера эффективной работой в качестве главного антикризисного управляющего страны.
Различия между этими вариантами очевидны – они в методах сохранения и усиления власти. В первом случае придется подкрутить гайки и усилить работу пропагандистской машины, чтобы неизбежный рост протестных настроений и падение личных рейтингов не привели к возрождению оппозиции. Во втором случае достигнутый на сегодня уровень политико-полицейского обустройства можно и не менять.
Но в собственно антикризисной перспективе более важным представляется различие между образом действия правительства, возглавляемого несменяемым премьером (наш случай), и образом действия правительств, положение руководителей которых зависит от результатов их деятельности (случаи других стран). Не касаясь содержания конкретных антикризисных мер, предложенных данным правительством в данный период (это дело экономистов), рассмотрим, сравнивая указанные случаи, насколько несменяемое правительство в принципе способно решать экономические проблемы.
Краткий курс игнорирования кризиса
Кризис начался не сегодня и даже не вчера, и правительство Путина, действуя в период нарастания кризиса, уже набрало некоторое количество штрафных очков.
Так, нынешний премьер и его правительство получили в наследство от прошлого президента и его правительства задачу разработать стратегию социально-экономического развития страны – так называемую Концепцию-2020. Согласно концепции, Россия должна войти в пятерку мировых лидеров по объему ВВП, приблизиться к стандартам благосостояния развитых стран, стать одним из инновационных лидеров и ведущих мировых финансовых центров мира. Видимо, от этого заглядывания за горизонт развилась сильная дальнозоркость, которая придала валу кризиса, с ревом нас настигающему, статус незаметно подкрадывающегося. Специальные антикризисные меры в добавление к накоплению запасов «на черный день» разработаны не были.
Был дан совсем не тот ответ на простой вопрос: с какой стати кризис обойдет нашу страну? Упрощая, суть этого ответа можно сформулировать так: если обойдет, то перспективы откроются небывалые. Не говоря о массовом переезде граждан в собственные загородные дома и повышении средних зарплат до уровня нынешних (или уже вчерашних), вполне приличных, в обозримом будущем, отвечало правительство, будет учрежден многополярный мир, в котором Россия будет одним из полюсов. Экономической логики в этом было мало, но политический соблазн был уж больно силен. Правительство не услышало голосов экономистов, предупреждавших о необходимости принимать во внимание реальность.
Как следствие, новая ошибка: когда финансовый кризис наступил, снова пришлось отрицать очевидное. Даже упомянутую Концепцию-2020 решили реализовывать, несмотря ни на что – хотя и без особого пиара.
Наконец, когда фондовые биржи и цены на нефть вкупе с банковской ликвидностью, не дождавшись реакции президента и общества на очевидные провалы правительства, сказали свое веское ай-ай-ай, бросились все спасать – тот же премьер во главе того же правительства.
Президент же никакого недовольства действиями правительства не выразил. Вину возложили на американцев, которые плохо управляли собственной экономикой и не подумали о последствиях для остального мира, в частности для России. Не заметив, что к этому «не подумали» автоматом прицепляется риторический вопрос: почему они должны об этом думать, а мы – нет?
Ловушка премьерской несменяемости
Сменяемость обычных премьеров и правительств – главный стимул для их эффективной работы. Не справились – до свидания. Все члены правительства вынуждены вести себя предельно рационально и действовать сплоченно, потому что любой серьезный «облом», особенно в условиях угрозы кризиса или кризиса, – и правительству, включая премьера, придется уйти в отставку. В президентских системах есть еще и глава государства, который должен заботиться о том, чтобы не потерять на следующих выборах шансы на собственное новое избрание, на сохранение власти за той политической силой, которую он представляет, – поэтому он не может допустить некомпетентности в работе правительства. Таким образом, президент и правительство вынуждены ориентироваться на реальность – если они ее проигнорируют, она ответит им взаимностью. Ошибки случаются, в том числе серьезные, но ошибки эти – результат сбоев системы, а не продукт ее работы.
Стимулы для эффективной работы правительства, возглавляемого несменяемым премьером при возможности замены всех прочих членов кабинета, совсем иные. Премьер за свою политическую карьеру не переживает: что бы ни случилось, он останется во главе правительства. Логично предположить, что главной его заботой становится сохранение самого принципа несменяемости. Все остальные цели – второстепенны. Министры, то есть сменяемые подчиненные, это тоже понимают.
Между тем борьба с нынешним финансовым кризисом требует сложного сочетания традиционных подходов и нестандартных решений. В частности, соединения роли государства и усилий частного бизнеса. С первым понятно – это было близко предыдущему президенту и, соответственно, столь же близко нынешнему премьеру. Как быть со вторым? Не наплодить бы по ходу преодоления кризиса новых «олигархов». А это уже намек на угрозу принципу несменяемости премьера и даже шире – национального лидера.
Значит, министры могут предлагать премьеру только то, что по части государства: раздавать деньги самым проверенным (то есть «своим») банкам, покупать пакеты акций, потенциально приятные государству в том или ином отношении (под обещание реприватизации). И, конечно, больше учета и контроля (в стране, руководство которой признает, что коррупция у нас везде). Это ведь даже может сработать – если правительства других стран, подстрекаемые неизбежностью собственного потопления в случае неудачи, вытянут-таки себя за волосы из болота. И нас за ними вынесет на твердую почву – так же, как за ними с нее снесло. То есть какой-то шанс удержаться под несменяемым премьером у сменяемых членов кабинета в этом случае есть. Конечно, можно не дождаться восходящего потока мировой экономики, и тогда уже ничто не спасет: несменяемый премьер, хотя и не обязан этого делать, – перетасует колоду и сбросит лишние карты, хотя бы из артистических соображений. Однако если сразу лезть с предложениями, страшно похожими на то, что предлагают оппозиционные экономисты, то с полщелчка и далеко полетишь из своего кресла. Поэтому вопросом типа: «А вдруг в предложениях этих самых оппозиционеров есть рациональное зерно?» официальные борцы с кризисом в принципе задаваться не станут.
Таким образом, соединение принципа несменяемости премьера и невозможности не то что шаг министерский сделать, а даже голову кабинетную повернуть вправо или влево делает вероятность выхода из кризиса равной произвольному сочетанию авосей – единиц, фигурирующих в российской версии теории вероятностей.
Группы поддержки
На фоне неопределенности перспектив борьбы с кризисом не может не прельщать определенность в ином отношении: если финансовый кризис побороть никак нельзя, то можно его использовать. И не только власти, которая уже начала реализовывать заветную мечту о полном, но мирном отмирании оппозиции. Использовательских стратегий много.
Например, тем, кто всегда был близок к попаданию в высшую лигу, но кому все время самую малость чего-то не хватало, в самый раз предложить себя в качестве суперпатриотического, мегасоциально ответственного, сверхдержавоукрепительного средства. Следует ожидать настоящей конкуренции за право побыть в первых рядах борцов с кризисом – пусть и сменяемых, но ведь не сразу!
А какие возможности открываются у вчерашних сеятелей звездного, скандального, гламурного. Ведь теперь не избежать переключения на духовность и аскетизм, исконно присущие российскому (вариант: русскому) народу, теперь с новой силой заявит о себе его стойкость перед лицом всех и всяческих кризисов, ворогов внешних и внутренних. Таким образом – неизбежно переключение на экономику, которая наконец-то должна стать воистину экономной.
И трудно даже предположить, сколько оваций получит первый, кто честно скажет о том, что само общество спровоцировало кризис своим неразумным экономическим поведением.