0
1932
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

28.10.2008 00:00:00

Государство в роли гражданского общества

Пулат Шозимов

Об авторе: Пулат Давронович Шозимов - доктор философских наук, заведующий отделом западной философии Института философии Академии наук Республики Таджикистан, директор Центра социально-политических исследований "Коршинос".

Тэги: таджикистан, общество, конфликт


Рассматривая становление гражданского общества в Таджикистане после обретения независимости, мы можем выделить следующие этапы.

Первый этап – с 1991 по 1997 год. Для него характерны общинные связи, функционирующие в форме примордиальных отношений с ориентацией на локальные или региональные социокультурные корни. Здесь превалируют эмоциональные и бессознательные формы идентификации людей и традиционные нормы поведения. Всеобщее ощущение обретенной национальной независимости на этом этапе не было отрефлексировано и рационализировано. Поэтому социальный проект был переведен в бессознательные и эмоциональные формы протеста. Основные движущие силы – народ и культурные элиты.

Второй этап – с 1997 по 2006 год. Здесь наблюдается переход от общинной формы социальных связей к государственной. 1997 год, когда был подписан мирный договор между правительством РТ и Объединенной таджикской оппозицией, можно считать началом государственного строительства. В этот период начинают формироваться и институционализироваться государственные символы, которые отражают процесс формирования политических элит. Политические элиты начали активный процесс использования различных социальных и политических конструкций и проектов, направленных на мобилизацию населения в решении общенациональных задач; национальная независимость была отрефлексирована именно элитами (которые стали на данном этапе главной движущей силой), а не народом.

На первом этапе гражданское общество существовало в форме общины, на втором – уже как продолжение государственных институтов. Это выразилось в подконтрольности государству многих гражданских и неформальных секторов, таких как махалла (квартал), мечеть и т.д.

На третьем этапе (с 2006 года по настоящее время) доминируют рационализм и инструментализм. На смену культурной и политической элитам приходит технократическая. И именно теперь в Таджикистане может возникнуть устойчивая основа для формирования современного гражданского общества.

Новый плюрализм

Однако гражданский сектор сегодня находится в кризисном состоянии. Национальные проекты отошли на задний план, тогда как на первый план стали выходить проекты религиозные. Еще два-три года назад устойчивой была конструкция национального саманидского проекта, сосуществующего с религиозным, который включал в себя традиционную и политическую форму ислама (Исламская партия возрождения Таджикистана, ИПВТ). После реформы традиций и обрядов стали набирать силу новые тенденции.

Государство решилось на некоторое усечение традиций и обрядов, которые могли стать препятствием для модернизации общества. Этот реформистский государственный проект поддержали как представители ИПВТ, так и салафиты. Однако если первые стремились освободиться лишь от избыточности в обрядовой сфере при сохранении ключевых традиционных ценностей, то вторые ратовали за более жесткие меры по «разоружению» традиций, которые, с их точки зрения, составляют препятствие для понимания «истинного» ислама.

Таджикское общество, еще недавно интегрированное на основе национально-политических принципов, сегодня испытывает если не дезинтеграцию, то некоторый кризис идентичности внутри религиозной исламской системы ценностей. Членами одной семьи могут быть приверженцы традиционного для таджиков мазхаба, салафиты и шииты.

При этом секулярное пространство все более сужается. И защитником этого гражданского секулярного поля выступает государство, а не гражданские ассоциации и граждане, которые фактически вытеснены как из экономического, так и из социокультурного сектора. Многие традиционные институты и религиозные группы функционируют как принадлежащие гражданскому сектору, хотя они в большей мере апеллируют к общине и долгу, чем к индивидуальности и праву.

Когда плюрализм в политической сфере стал ограничиваться, он перешел в сферу религиозную. Основными агентами социального изменения в гражданском секторе стали новые религиозные группы, апеллирующие скорее к индивидуальному долгу, нежели коллективному.

Рациональные инструменты vs. религиозный социум

Разлад, который привносится в устойчивую традиционную систему ценностей (традиционный для большинства таджиков-суннитов ханифитский мазхаб), может быть снят государством в институциональной системе законодательства.

Именно государство способно препятствовать тому, чтобы конфликт между традиционной ориентацией и модернизированными религиозными группами перешел в серьезное противостояние – не посредством репрессий, а посредством диалога через законодательную систему. Но сама эта законодательная система для верующих людей не является легитимной – они рассматривают ее все больше в категориях коррупции. Это то, над чем сегодня стоит работать самим властным структурам, чтобы не потерять серьезный инструмент влияния на общество, тем более религиозное.

С другой стороны – население, степень религиозности которого столь высока, не готово принять рациональные инструментарии и институты как таковые. Они воспринимаются как чуждые. Философов и вообще светскую интеллигенцию обвиняют в том, что они проповедуют иностранные идеологии. Их язык для большинства населения все меньше понятен. Это относится не только к «общей массе», но и к экономическому и даже политическому классу.

В условиях усиливающейся религиозности может наступить момент, когда уже некому будет говорить о светскости государства.

Возможно ли – и в какой форме – сосуществование веры, религиозности, разума и рациональности в современном Таджикистане? Ведь если разум и рациональность отторгаются обществом, то такие категории, как секуляризм, право, современные государственные институты с их разделением властей, секулярное культурное пространство, научные учреждения и т.п. в нем функционировать не могут. И если эти категории не приживаются – гражданское общество сводится к общине или сливается с государством. Без изменения взгляда на природу рациональности не только в метафизической плоскости, но и на религиозном уровне будет невозможно ответить на многие модернизированные вызовы современного мира.

Экономическая и гуманитарная сферы

В этом контексте роль России в развитии гражданского пространства в Таджикистане имеет огромное значение. Важную основу для такого развития может создать сотрудничество между странами в экономической и гуманитарной сферах. Во-первых, речь идет о формировании среднего класса – пока что присутствие России в процессе строительства экономики Таджикистана ограничивается неформальным сектором. Во-вторых – о расширении собственно секулярного пространства, главным образом в сфере культуры и особенно науки: она может поддержать развитие гражданского сектора через укрепление интеллектуального пространства, которое не препятствует существованию религиозного, но ограничивает его абсолютизацию, и наоборот. Именно это взаимоограничение будет способствовать развитию гражданского общества в Таджикистане и создавать не только экономические, культурные, но и интеллектуальные основы для диалога между Россией и Таджикистаном.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
943
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
587
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1143
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1135

Другие новости