0
1781
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

28.10.2008 00:00:00

Преодоление границ

Владимир Малахов

Об авторе: Владимир Сергеевич Малахов - доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН, профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН).

Тэги: москва, соседи, политика


москва, соседи, политика Юридическое разделение не должно оборачиваться разделением людей.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Те, кто ретроспективно смотрит на события семнадцатилетней давности из Москвы, убеждены в случайности произошедшего распада. Они не забывают о том, что границы новых политических единиц полностью совпадают с административными границами, прочерченными коммунистами внутри СССР. Отсюда патронаж по отношению к новым суверенам, явное или неявное нежелание считать их государствами в полном смысле слова. Юридически их автономность признается. Культурно – в них видят не более чем осколки «исторической России».

Кто тут главный

Из Кишинева, Ташкента, Баку и Астаны ситуация видится иначе. Не только местные элиты, но и значительная часть рядовых граждан научились ценить коллективное благо, именуемое суверенитетом. Созданы официальные идеологии, постулирующие, что обретение государственности было телеологически предрешено. Написаны учебники истории, демонстрирующие, как «нация» пробивалась к этой цели сквозь века (преодолевая давление сначала русской, а затем советской «империи»). Сняты фильмы, подпитывающие такой взгляд эмоционально.

Правда, Москва время от времени напоминает своим соседям, кто тут главный. Угроза перебоев с поставками энергоносителей или ограничений с легальным въездом в Россию трудовых мигрантов – серьезные рычаги давления. Однако не стоит преувеличивать степень «обреченности» постсоветских государств на партнерство с Россией. Дело даже не в том, что, как показала практика, возможности политико-экономического давления далеко не безграничны. Дело прежде всего в негативных эффектах российских действий в символической сфере. Хотелось бы думать, что эти эффекты непреднамеренны. Иными словами – что никакой символической политики у нас нет. Если же то, что мы делаем по отношению к своим ближайшим соседям, есть следствие некой продуманной стратегии, то эту стратегию нужно менять.

Тонкая материя

Национальные чувства – тем более чувства, связанные с лояльностью молодому государству, – материя деликатная. Есть риск обидеть, а то и оскорбить. Мы просто недооцениваем болезненность, с которой новые обладатели суверенитета реагируют на публичные высказывания российских политиков. Высокомерие по отношению к соседям, исходящее от первых лиц государства, контрпродуктивно внешнеполитически.

Весной этого года участники конференции фонда «Русский мир» отстаивали необходимость употребления оборота «на Украине», а не «в Украине», поскольку именно предлог «на» уместен здесь с точки зрения норм русского языка. Но, может быть, стоит поступиться лингвистической корректностью в пользу политической? Уступить в малом, чтобы выиграть в большом (а на карту поставлено развитие русского языка за пределами Российской Федерации)?

Повышенная сенситивность к выбору слов и интонации – не единственное, о чем стоит позаботиться политическому классу, если он хочет, чтобы российское влияние на постсоветском пространстве усиливалось, а не ослабевало.

Имперская ситуация

Стали общим местом упреки российскому руководству в отсутствии позиции по отношению к «ближнему зарубежью». Считается, что необходимо наконец определиться с политическим вектором: признаете вы, мол, состоявшийся развод окончательным? Или по-прежнему вынашиваете «имперские амбиции»?

Дилемма абсолютно нелепая. Из признания легитимности возникших в 1991 году границ вовсе не следует, что отношения между Москвой и, скажем, Ереваном должны строиться так же, как отношения Москвы с Йоханнесбургом. Не следует отсюда и того, что люди, которых эти границы разделили, должны отказаться от всего, что их связывало. Практические политики (не только в России) интуитивно чувствуют вымороченность политической теории, сталкивающей друг с другом кубики под названием «национальное государство» и «империя».

В современной социальной теории само содержание понятий «империя» и «нация» («нация–государство») пересматривается. Передовые социальные исследователи рассматривают не сущности, а ситуации. Соответственно речь целесообразно вести не об империи как таковой, а об «имперской ситуации». В способах управления и формах организации социальной жизни, практикуемых в империях, присутствует многое из того, что принято считать свойством национального государства. И наоборот: в национальных государствах могут существовать отношения, присущие скорее имперской ситуации. Например - практика сегрегации населения по расовому признаку, сохранявшаяся до середины 1960-х в США, равно как и практика привилегирования по тому же признаку, известная с 1970-х как affirmative action.

Логика, согласно которой человечество идет дорогой от (поликультурных) «империй» к (монокультурным) «нациям», не способствует адекватному видению сверхсложных современных реальностей. Сторонники этой логики упорно цепляются за идеал нации в этническом смысле слова. Результат – форсированные попытки во что бы то ни стало ассимилировать ту часть населения новых «национальных государств», которые в идеал этнонации не вписываются. И, разумеется, обвинения в нелояльности и «языковом сепаратизме» по адресу русских, ассимиляции противящихся. Разумеется опять-таки – обвинения России в том, что она такое сопротивление поддерживает.

Не оправдывает себя и логика оппонентов национализма а-ля Александр Проханов, радеющих о «возрождении империи». Какими бы искусственными ни были границы, отделяющие друг от друга бывшие советские республики, наличие этих границ – юридический факт. И задача не в том, чтобы его отменить, а в том, чтобы не дать этим границам превратиться в реальные разделители социально-коммуникационного пространства, которое в значительной мере остается единым.

Это пространство существует на разных уровнях – от элитарной культуры до поп-музыки и общих дискуссионных площадок в интернете. За полтора столетия проживания под одной политической крышей с народами Закавказья и Средней Азии мы накопили колоссальный культурный ресурс. Творчество Айтматова, Абуладзе, Стуруа, Габриадзе, Хачатуряна, Параджанова, Сулейменова, Мустафа-Заде – это в той же мере наследие Киргизии, Грузии, Армении, Казахстана и Азербайджана, сколь и России. Отдрейфовали к Западу, но не покинули окончательно зону притяжения русского языка и культуры государства Балтии. С гражданами этих стран нам есть о чем вместе понастальгировать (от театра Мацкявичуса до московско-тартуской семиотической школы) и что обсудить в рунете – заметим, что львиная доля пользователей сети от Вильнюса до Бишкека пока предпочитает английскому русский.

Но этот ресурс необходимо развивать. Предлагать соседям совместные проекты в информационной и медийной сфере. Вместе создавать блокбастеры и телесериалы на исторические темы. Вместе делать циклы радио- и телепередач, активизирующие чувство общей культурной принадлежности. Вместе писать учебники истории – или хотя бы консультироваться друг с другом при их написании.

В отсутствие продуманной символической политики соседи неизбежно будут от нас отдаляться. Сначала эмоционально. Затем, по мере выстраивания автономной системы образования и автономных СМИ, – фактически. Ибо вырастет поколение, которое не будет видеть в связи с Россией сколько-нибудь значимого ресурса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Ольга Соловьева

Отечественным чиновникам предстоит выбирать между интересами производителей и потребителей

0
616
В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

Иван Родин

Врио главы республики сокращает расходы админресурса на тройную кампанию

0
445
США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

Михаил Сергеев

Российский бизнес требует пересмотра участия РФ в Парижском соглашении

0
547
Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Екатерина Трифонова

Конституционный суд опять напомнил, что после обвинительного приговора бесплатные адвокаты исчезают

0
564

Другие новости