Разными путями, но все мы входим в информационное общество.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Социальные коммуникации – модная тема. Чему в немалой степени способствует то обстоятельство, что единого общепризнанного их определения не существует. Одно остается несомненным: социальные коммуникации – это предмет интереса и инструмент познания для юристов и искусствоведов, политологов и лингвистов, философов и педагогов, антропологов и журналистов.
Взаимообмен множественными смыслами
В этом контексте множественность определений социальных коммуникаций неудивительна. Они рассматриваются и как механизм передачи смыслов, и как взаимообмен - не только смыслами, но и вещественный, - который создает связи между участниками коммуникации. Актуальность этого дуализма, впрочем, снижается и продолжит снижаться по мере усиления информационного характера общественного устройства в целом. Какая деятельность сейчас не связана с информацией, не зависит от нее в решающей степени?
При всем богатстве существующих определений наиболее распространено следующее: социальные коммуникации – это передача информации, идей, эмоций с помощью знаков и символов; процесс, который связывает отдельные части социальных систем друг с другом; механизм, посредством которого реализуется власть (как воздействие на поведение другого человека).
То есть доминирует понимание социальных коммуникаций как множественности взаимодействий между людьми. Что логично, если учитывать перспективы общественной жизни.
Однако подобная «тотальность» понимания порождает свои вопросы: как изучать социальные коммуникации, если они есть все? Все, что окружает человека, что заставляет его думать, переживать, действовать? Вся социальная реальность вокруг нас?
Исключенные из общества и подключенные к сети
Наука решает эту задачу, совершенствуя методологию, выявляя в каждом взаимодействии субъект и объект, типологизируя такие связи, пытаясь проникнуть в тайну феноменов смысла и понимания и т.д и т.п. «НГ-Сценарии», не будучи способными отразить на восьми полосах все множество видов социальных коммуникаций, сделали особый акцент, с одной стороны, на их «экзистенциальных», с другой – на «технически продвинутых» аспектах. Экзистенциальный подход предполагает видение проблемы в ее предельной заостренности, буквально на грани человеческого существования. Поэтому мы уделили особое внимание тем людям, которые выброшены из социума, и тем, увы, немногим, кто занимается восстановлением коммуникации с нищими, бездомными, оставленными один на один со своей безнадежной болезнью. И одновременно особое внимание мы уделили интернету, относительно молодому средству коммуникации. Именно коммуникации в ее самом общем понимании. Есть данные, что сегодня во Франции от четверти до трети тех, кто вступает в брак, начали свое знакомство именно во всемирной сети. То ли еще будет! – единственно возможная здесь реакция.
Социальные коммуникации – модная тема. Но отнюдь не новая. Питирим Сорокин писал безотносительно модных тенденций: «Взаимодействие людей по своей природе есть прежде всего психическое – обмен чувствами, идеями, волевыми импульсами. Подобный обмен предопределяет динамику человеческого общества».
Динамика, невпадение в новый застой – это то, что нас сегодня волнует прежде всего. Как сказал Петр Чаадаев, «лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе». Попытаемся нащупать правильный вектор размышлений.