...Не посещали за последние полгода сайты о здоровье.
Саша Галицкий. Сконцентрированная на работе.
Фонд «Общественное мнение» проводит регулярные опросы, посвященные интернету, с осени 2002 года. Недавно был проведен 23-й опрос – «Весна-2008». Число взрослых (от 18 лет и старше) пользователей интернета по итогам этого опроса составило 32,7 млн. чел., или 29% взрослого населения страны.
За годы наблюдений существенно повысилась активность пользования сетью. Если в 2002 году месячная аудитория составляла 75% от полугодовой, то сейчас – 92%. Весной был достигнут важный психологический барьер: размер российской месячной аудитории составил ровно 30 млн. чел.
Значительный размер месячной аудитории делает возможным говорить не только о ее свойствах в целом, но и о свойствах отдельных ее сегментов. Для изучения этих свойств осенью 2007 года Фонд «Общественное мнение» провел специальный опрос. Была построена репрезентативная выборка объемом более полутора тысяч пользователей интернета, которые были опрошены по месту жительства в рамках специального проекта «Интернет-ГуманИс» (гуманитарные исследования интернета).
По результатам опроса были выявлены восемь «чистых» типологических групп пользователей, совершенно по-разному ведущих себя в сети и преследующих при этом разные цели. Суммарно эти группы покрывают почти две трети (64,7%) месячной аудитории интернета. Для каждого респондента, который не был отнесен ни к одной из «чистых» типологических групп, разработаны правила, позволяющие сказать, на представителей какой «чистой» группы он похож больше всего, то есть в периферию какой группы он входит. Таким образом, месячную аудиторию интернета удалось полностью разделить на восемь групп, каждая из которых включает «чистый» тип и периферию.
Сконцентрированные на общении
«Сконцентрированные на общении» – самая крупная группа в составе месячной аудитории интернета: на эту группу приходится 14,6% от ее общей численности (с учетом периферии – 21,0%). Перечислим ключевые особенности ее представителей:
не проводили за последний месяц банковских или финансовых операций, не играли на бирже (так же как и представители всех остальных групп, кроме «финансистов»);
не пользовались за последний месяц сервисом «голос через интернет»;
не посещали за последние полгода сайты о домашнем хозяйстве;
посещали за последние полгода сайты для общения;
одна из трех основных целей использования интернета – общение.
Данная группа пользователей обладает рядом других характерных черт, которые проявляются в статистическом смысле.
Так, среди «сконцентрированных на общении» заметно меньше, чем в среднем по опросу, тех, кто использует интернет для работы (26% против 46%).
70% от числа «сконцентрированных на общении» (против 34% по выборке) общались в течение последнего месяца в чатах, форумах или блогах.
Представители этой группы активно пользуются сетью. Две трети из них (67% против 57% по опросу) входят в состав суточной аудитории интернета (то есть пользовались сетью в течение ближайших к опросу суток).
Типичные представители этой группы молоды: 19% из них (против 10% от числа всех опрошенных) – 16 или 17 лет, 52% (против 36%) – от 18 до 24 лет. Соответственно, 58% представителей этой группы против 36% по опросу еще учатся, тогда как высшее образование имеют всего лишь 23% (против 38%).
Сконцентрированные на образовании
«Сконцентрированные на образовании» – вторая по величине группа, ее размер составляет 13,1% от общей численности месячной аудитории интернета (с учетом периферии – 19,5%). Вот ключевые особенности этих пользователей:
не посещали за последние полгода сайты, специально предназначенные для общения;
не покупали, не заказывали и не расплачивались в течение последнего месяца через интернет за товары и услуги;
одна из трех основных целей использования интернета – образование;
среди трех главных целей, для достижения которых используют интернет, не назвали общение;
не посещали за последние полгода сайты о домашнем хозяйстве или о здоровье.
Более трех четвертей из них, а не около половины, как по выборке в целом, хотя бы раз за последние полгода посещали сайты, посвященные образованию или науке. Сайты других типов «сконцентрированные на образовании» упоминали заметно реже, чем все опрошенные. Лишь поисковые сайты и сайты, посвященные культуре, они называли с практически такой же частотой, как все опрошенные.
В целом активность пользования интернетом у «сконцентрированных на образовании» на фоне всех опрошенных относительно низка. Лишь 42% из них входят в состав суточной аудитории.
Среди «сконцентрированных на образовании» несколько больше женщин, чем в среднем по опросу (62% против 51%). Почти две трети, а не половина, как среди всех опрошенных, моложе 25 лет. 55% представителей группы еще учатся.
Интересны особенности группы в плане места жительства. Здесь вдвое больше сельчан, чем в целом по опросу (20% против 10%), и лишь 11% (против 18%) – москвичей.
Материальное положение в семьях «сконцентрированных на образовании», как правило, хуже, чем у представителей других групп. Так, двум третям из них не хватает денег на покупку бытовой техники.
...Менее образованны, чем остальные опрошенные. Саша Галицкий. Гедонист. |
Сконцентрированные на работе
«Сконцентрированные на работе» – третья по размеру группа пользователей сети: на нее приходится 12,9% от общей численности месячной аудитории интернета (с учетом периферии – 20,3%).
Ключевыми особенностями «сконцентрированных на работе» служит не указание на какие-либо предпочтительные способы использования интернета, а отказ от многих возможностей, предоставляемых интернетом. Вот ключевые особенности этой группы:
не посещали за последние полгода сайты, специально предназначенные для общения;
не покупали, не заказывали и не расплачивались в течение последнего месяца через интернет за товары и услуги;
не назвали среди трех главных целей, для достижения которых используют интернет, ни образование, ни общение, ни удовольствия;
не посещали за последние полгода сайты о здоровье.
Однако свое название группа получила благодаря тому, что подавляющее большинство ее представителей (88% против 46% по опросу) используют интернет для работы.
Единственный тип посещаемых сайтов, который представители «сконцентрированных на работе» упоминали чаще, чем в среднем, – это сайты, посвященные бизнесу, финансам или производству. В то же время сайты, посвященные развлечениям, играм и юмору, упомянули всего 14% «сконцентрированных на работе» против 45% в целом по опросу, посвященные досугу и отдыху – 16% против 34%.
«Сконцентрированные на работе» пользуются интернетом сравнительно малоактивно.
В составе «сконцентрированных на работе» несколько больше женщин, чем по опросу в целом: 59%. Лишь 12% от их числа моложе 25 лет, зато 26% (против 11%) старше 44 лет. Две трети имеют высшее образование.
Всего 23% «сконцентрированных на работе» против 34% по опросу проживает в Москве и других мегаполисах, тогда как 63% (против 55%) – в меньших по размеру городах и поселках городского типа.
Гедонисты
Доля месячной аудитории интернета, приходящаяся на группу «гедонисты», составляет 9,5% (с учетом периферии – 15,5%). Вот ее ключевые особенности. Ее представители:
не посещали за последние полгода сайты для общения;
не покупали, не заказывали и не расплачивались в течение последнего месяца через интернет за товары и услуги;
среди трех главных целей, для достижения которых используют интернет, не назвали ни образование, ни работу, но все без исключения сказали, что получают благодаря интернету удовольствие;
не посещали за последние полгода сайты о домашнем хозяйстве.
Что касается других, не ключевых, но тоже весьма ярких особенностей «гедонистов», то более двух третей из них (70% против 45% среди всех опрошенных) посещали сайты, посвященные развлечениям, играм или юмору, а 15% (против 10%) – эротические сайты. Поисковые и новостные сайты и интернет-магазины посещались ими реже, чем в среднем по всей аудитории.
Хотя интернет доставляет «гедонистам» удовольствие, их активность в сети несколько ниже, чем в целом по опросу. Лишь менее половины из них входят в состав суточной аудитории интернета.
Каков же социально-демографический состав рассматриваемой группы? Прежде всего, среди «гедонистов» наивысшая из всех групп доля мужчин: 76% против 49% по опросу. «Гедонисты» несколько моложе общей массы опрошенных и при этом в большинстве своем не слишком образованны. Сравнительно невысок и материальный уровень жизни «гедонистов».
Как и среди «сконцентрированных на работе», среди «гедонистов» несколько выше, чем по опросу в целом, доля жителей малых городов и поселков городского типа (41% против 32%).
Финансисты
Размер группы, условно названной «финансисты», – 4,9% месячной аудитории интернета (с учетом периферии – 6,3%). К числу ее представителей отнесены люди, обладающие всего двумя ключевыми особенностями:
все они проводили за последний месяц какие-либо банковские или финансовые операции либо играли на бирже;
ни один из них не посещал за последние полгода сайты, посвященные здоровью.
Само по себе совершение финансовых операций могло бы служить уникальной особенностью этой группы: представители остальных семи групп таких операций не совершали. Однако одного этого свойства еще недостаточно, чтобы группа резко отличалась от всех остальных групп еще и во многих других отношениях.
Выделяется отсутствие интереса с их стороны к сайтам о здоровье – это наиболее четкий сигнал определенной ограниченности сетевых интересов этих людей.
Наиболее яркой особенностью «финансистов» в плане мотивации пользования интернетом служит приоритет, отдаваемый работе. Четыре из каждых пяти обращаются к сети для работы. В этой группе заметно меньше тех, кто ищет в интернете удовольствий или преследует образовательные цели. Один из приоритетов – новостные сайты. «Финансисты» – одни из наиболее активных пользователей сети. 79% от их числа входят в состав суточной аудитории.
Это преимущественно «мужская» группа пользователей (57% мужчин). Здесь несколько меньше обычного лиц моложе 18 лет (3% против 10%) и несколько больше – лиц в возрасте от 25 до 34 лет. Почти три четверти «финансистов» имеют высшее или незаконченное высшее образование.
В данной группе наиболее высоки доли тех, чей личный доход не ниже 20 тыс. руб. в месяц (28% против 13%), и отказавшихся сообщить свой личный доход – а большая часть таких респондентов в остальных отношениях напоминает наиболее состоятельных людей.
...Не ищут в Сети удовольствий. Саша Галицкий. Финансист. |
Покупатели
Численность «покупателей» – 4,1% месячной аудитории интернета (с учетом периферии – 6,6%). Ключевые особенности ее представителей таковы:
никто из них не пользовался за последний месяц сервисом «голос через интернет»;
никто из них не посещал за последние полгода сайты для общения;
не посещали за последние полгода сайты о домашнем хозяйстве;
все они посещали сайты интернет-магазинов или интернет-аукционов;
все они в течение последнего месяца покупали, заказывали или расплачивались через интернет за какие-либо товары или услуги.
Особенности «покупателей» в плане мотивации пользования интернетом не носят абсолютного характера, хотя и достаточно ярки: 41% (против 16% среди всех опрошенных) в качестве одной из главных причин использования интернета называют поиск информации о товарах и услугах; 57% используют интернет для работы. При этом всего 28% выходят в сеть ради удовольствия.
Сравнительно многие «покупатели» хотя бы раз за последние полгода посещали сайты, посвященные домашнему хозяйству, семье и быту. Четверть «покупателей» посещают сайты о здоровье.
«Покупатели» сравнительно активно пользуются интернетом. 72% от их числа входят в состав суточной аудитории.
«Покупатели» в среднем несколько старше остальных пользователей. В этой группе выявлена наибольшая доля пенсионеров: 6% против 1% по опросу.
На общем фоне «покупатели» весьма образованны: вузы окончили более 50%. Сравнительно высоко и благосостояние этих людей: личный доход половины из них превышает 12 тыс. руб. в месяц (49% против 29% по опросу). Покупательная способность этих людей такова, что им, как правило, не приходится прибегать к кредиту: за последние 2–3 года его брала лишь четверть представителей этой группы (25%), а не треть, как по опросу в целом. За тот же период за границу ездили 39% «покупателей» (против 22% по опросу), водили автомобиль – 48% (против 38%) и т.п.
В составе данной группы вдвое больше, чем в среднем, москвичей (39% против 18%) и примерно на такой же процент (15% против 35%) – меньше жителей столиц субъектов РФ.
Разноплановые
Группа пользователей с условным названием «разноплановые» составляет по численности 2,8% месячной аудитории интернета (с учетом периферии – 6,7%). Ключевые особенности ее представителей таковы:
они не пользовались за последний месяц сервисом «голос через интернет»;
за последние полгода они посещали сайты для общения, о здоровье и о домашнем хозяйстве.
Все мотивации, кроме знакомства с новостями и получения удовольствия, свойственны этой группе гораздо больше, чем остальным пользователям. Они чаще упоминают такую цель, как общение и поиск информации о товарах и услугах; сравнительно часто – образование, чуть чаще обычного – работу.
Если не считать отсутствия интереса к возможностям интернет-телефонии и финансовым операциям, «разноплановые» – весьма универсальные пользователи. Так, на вопрос «На каких сайтах вы провели больше всего времени за последний полный месяц?» каждый представитель этой группы выбирал из списка в среднем по 2,3 типа сайтов, против 1,7 среди всех опрошенных. Отвечая на приведенный вопрос, «разноплановые» намного чаще обычного упоминали сайты для общения (38% против 15%), о домашнем хозяйстве, семье и быте (12% против 3%), о здоровье (12% против 4%), а также интернет-магазины (17% против 5%). Не чаще, а даже чуть реже обычного они говорили лишь о сайтах, посвященных досугу и отдыху, спорту и культуре.
Еще ярче проявилась универсальность «разноплановых» по их ответам на вопрос: «Какие сайты вы посещали хотя бы раз за последние полгода?». Каждый представитель этой группы в среднем выбирал из того же списка по 12,7 из 17 возможных позиций при среднем показателе по опросу 4,7 позиции. «Разноплановые» бывают на сайтах любого типа. Даже эротические сайты, которые в ходе опроса упомянул лишь каждый десятый, в данной группе не постеснялся назвать каждый второй респондент (50% против 10%).
Столь же универсальны «разноплановые» в отношении своих сетевых занятий. Все они без исключения пользуются электронной почтой, 86% (против 61%) что-либо скачивают из сети, 76% (против 34%) пользуются службами мгновенных сообщений, 62% (против 34%) общаются в чатах, блогах или форумах, 24% (против 14%) совершают с помощью интернета покупки, 21% (против 18%) играют в онлайновые игры.
Большинство «разноплановых» активно пользуются интернетом: 76% от их числа входят в состав суточной аудитории. По будням ровно треть из них (33% против 15%) проводит в интернете по 3–6 часов в день. Гендерных особенностей у них нет.
Говорящие через интернет
Последняя группа пользователей составляет 2,8% численности месячной аудитории интернета (с учетом периферии – 4,2%). Их ключевые особенности следующие:
все они пользовались за последний месяц сервисом «голос через интернет», то есть разговаривали по сети, например, с помощью программы Skype;
все они пользуются службами обмена мгновенными сообщениями;
ни один из них не посещал за последние полгода сайты, предназначенные для общения.
Несколько больше, чем в среднем по опросу, среди «говорящих» тех, кто пользуется интернетом ради общения и для поиска информации. Использующих интернет для работы по сравнению с общим количеством опрошенных заметно меньше.
Специфические интересы членов этой группы проявляются и в других отношениях. Больше всего времени они посвящают сайтам о новых технологиях, компьютерах, программах (32% против 13%), сайтам, предназначенным для общения, и новостным. При этом ни один из них (0%!) не уделяет значительного времени сайтам, касающимся бизнеса, финансов или производства, здоровья, общественной жизни и политике, домашнему хозяйству, семье и быту. Заметно реже обычного выделяют они и сайты, посвященные вопросам образования или науки.
98% «говорящих» входят в состав суточной аудитории интернета. Почти четверть представителей этой группы проводят в интернете по будням более шести часов. Не могут они обойтись без сети и в выходные: 27% против 9% проводят там более шести часов. Таким образом, это наиболее активно пользующаяся интернетом группа пользователей. К тому же и наиболее опытная: практически треть из них начали пользоваться интернетом не позднее 2000 года. При этом каждому пятому (20% против 10%) – 16–17 лет. Две трети «говорящих через интернет» – мужчины; более половины представителей этой группы живут в Москве или Санкт-Петербурге, а сельчан здесь нет совсем.