Необходимость формирования в России среднего класса как гаранта стабильности, опоры демократии, культуры и остальных политологических ценностей – излюбленная тема дискуссий политиков, экономистов, социологов, даже литературоведов и театральных критиков.
Может, наконец найдена национальная идея великороссов – будем средним классом? Но как-то она мелковата для великого народа, который не раз вдохновлялся куда более глобальными социальными проектами.
Попытки стратифицировать современное российское общество терпят неудачу: если помимо критерия дохода учитывать такие, как образование, карьера, статус и другие, не менее значимые, то идентификация существенно затрудняется. Можно ведь, скажем, обнаружить представителя культурной, интеллектуальной или даже политической (последнее, конечно, сложнее) элиты, банковские счета которого вовсе не поразят наше воображение. А причисление такого гражданина к среднему классу не будет соответствовать не только его самооценке, но и реальному общественному статусу. В то же время у любого из 119 000 отечественных миллионеров IQ может оказаться весьма скромным.
Право на управление
Пока российский средний класс сконцентрирован на реализации потребительских прав и не представляет собой реальной политической силы. Но по мере того, как удовлетворяются эти права, ощущает необходимость реализовать свое право налогоплательщика знать, куда идут выплачиваемые налоги и насколько эффективно они используются. Иными словами, средний класс в наиболее общем понимании – граждане, имеющие приличный годовой доход и ум, который позволяет с толком этим доходом распоряжаться, – начинает испытывать потребность в качественном государственном управлении, в системе государственных мер, призванных обеспечить сохранение и воспроизводство достойного уровня жизни. И первое, что приходит в голову представителям среднего класса, – потребовать от тех, кто управляет страной, обеспечения эффективности государственного менеджмента и повышения качества государственных услуг.
Страны, раньше России осознавшие, что богатство и величие страны предполагают достойный уровень жизни населения, столкнулись с этим давно. Соответствующая модель управления отражена в актах, принятых в 1990-е годы в ряде стран Европейского союза и устанавливающих общие требования и стандарты качества оказания публичных услуг: Citizen’s Charter в Великобритании, Carta del Servizi в Италии, La Charte des Services Publics во Франции. В проекте Европейской Конституции, которую предложили для утверждения странам Евросоюза в 2005 году, зафиксировано новое право человека и гражданина – на хорошее управление: органы власти обязаны беспристрастно и справедливо, без проволочек и по существу рассматривать обращения граждан, а избранные представители администрации – действовать в интересах населения.
Постепенно осознает свои новые приоритеты и российская система. Основанием для этого утверждения могут служить Концепция административной реформы 2005 года и Концепция электронного правительства. Последняя предусматривает уже к 2010 году перевод в электронный вид 10 наиболее востребованных населением услуг, таких как оформление паспортов, водительских удостоверений и других документов (смета проекта превышает 1,3 млрд. долл.).
Почти нет сомнений в том, однако, что не всем планам по становлению эффективной системы государственного управления суждено сбыться в установленные концепциями сроки. Куда труднее, чем переструктурировать министерства и ведомства и перераспределить между ними функции, изменить управленческую ментальность, утвердить в сознании чиновника восприятие обратившегося к нему гражданина не как докучающей обузы (это в лучшем случае, в худшем – как дополнительного источника денежного довольствия), а как потребителя услуг, которые он обязан данному гражданину предоставить.
Новые запросы, старые стратегии
В рейтинге международной конкурентоспособности Всемирного экономического форума за 2005 год Российская Федерация по показателю «качество государственных институтов» опустилась с 81-го на 89-е место; по индексу непрозрачности системы исполнительной власти для граждан и бизнеса мы занимаем 40-е место среди крупнейших 48 держав. В ходе опросов Социологического центра Российской академии государственной службы при президенте РФ (опросы проводятся начиная с 2000 года по общенациональной выборке в 24–26 субъектах Российской Федерации, представляющих все экономико-географические зоны страны) на вопрос: «Способна или нет, на ваш взгляд, сегодня административная система эффективно оказывать услуги обществу и отдельным гражданам?» – лишь 18,9% респондентов ответили: «В основном способна», а 59,6% – признали неспособность системы управления выполнить данную функцию. (Здесь, кстати, наблюдается занимательный конфликт интересов – ведь именно сами государственные служащие составляют основную массу российского среднего класса.) Особую настороженность вызывают весьма невысокий уровень доверия населения к государственным институтам и непонимание большинством как граждан (население), так и государственных служащих (эксперты) существа и предназначения проводимых реформ.
Подобные результаты свидетельствуют о том, что средства массовой информации в минимальной степени используются для собственно информирования общества о происходящих в стране процессах. При этом очевидно, что государство, претендующее на роль мировой державы, обязано предоставить своему среднему классу не только полную потребительскую корзину, но и политическую, культурную перспективу. Важно создать в стране конкурентный образ жизни, который будет привлекательным именно и прежде всего для граждан России – между тем и сейчас в российском обществе продолжает оставаться высокой распространенность эмиграционных настроений.
Больше, чем средний
Наметим напоследок парадокс – он вытекает из очевидной неудовлетворенности общества в целом и среднего класса в частности консумеристскими ценностями, несмотря на нынешнюю их безальтернативность. Средний класс, добившийся качественных услуг и высокого уровня потребления, способен преподнести сюрприз: его самая образованная часть может пополнить сословие, специфичное именно для российской социальной стратификации, – интеллигенцию. А одно из значимых исторических предназначений этого сословия в России – ставить перед государством и властью вопросы, масштаб которых значительно превосходит масштаб ценностей и переживаний среднего класса.
Доля респондентов, указавших, что не знают (или очень слабо представляют) смысл и цели проводимых реформ В % от количества опрошенного населения и экспертов | ||||
Реформы | Население | Эксперты | ||
2003 г. | 2005 г. | 2003 г. | 2005 г. | |
Налоговая | 76,1 | 78,8 | 64,0 | 63,5 |
Судебно-правовая | 76,6 | 79,4 | 52,5 | 53,2 |
Земельная | 75,4 | 78,3 | 50,0 | 58,6 |
Военная | 72,9 | 74,6 | 59,5 | 57,1 |
Образования | 71,0 | 71,0 | 53,5 | 55,7 |
Жилищно-коммунальная | 70,7 | 71,0 | 40,0 | 39,9 |
Пенсионная | 70,4 | 68,8 | 42,0 | 45,3 |
Административная | 72,9 | 77,5 | 38,5 | 28,1 |