Россия доросла до того, чтобы ставить перед собой амбициозные задачи и стремиться к конкурентоспособности. Конкурентоспособность, как ясно руководителю любого коллектива, обеспечивается персоналом. Без этого ресурса об успехе на мировом рынке речи быть не может.
В стране, как и в эффективно работающей корпорации, персонал должен быть мобилизован. Причем сегодня его необходимо мобилизовать на сложные, а не на механические виды труда – в частности поэтому те способы мобилизации, которые использовались в 20–30-е годы, в наше время неприменимы. Реально эффективный персонал мотивирован не извне, а изнутри.
Этажи мотивации
Мотивационный комплекс современного работника представляет собой многоэтажную конструкцию. Основанием ее служит уверенность в том, что этот мир устойчив, в том числе и с точки зрения политической. Такой фундамент обеспечивает принципиальную возможность жизненного планирования. В 90-е годы он в нашей жизни отсутствовал; в новом веке – это демонстрируется множеством исследований – уверенность в устойчивости мира появилась.
Когда обеспечен горизонт жизненного планирования, возникает вопрос о смысле деятельности. Итак, первый этаж социологической конструкции под названием средний класс – это амбиции, нацеленность на успех, который, безусловно, понимается по-разному: деньги, вещи, карьера, власть.
Второй этаж – компетентность. Работнику нужно перенимать опыт, в том числе опыт и умение учиться. Именно на втором этаже формируется институт доверия, реализуются коммуникативные навыки работника. Здесь же проявляется его включенность в современные практики – финансовые, правовые, управленческие, гражданские.
В результате реализации всех этих факторов возникает инфраструктура, в которой можно работать и зарабатывать. Поэтому следующий этаж – это финансовый капитал.
Необходимы условия для того, чтобы финансовый капитал мог быть конвертирован в иные виды капитала – в том числе в социальный, культурный и символический. Чтобы деньги могли быть трансформированы в жилье, в поддержку здоровья, семьи, рекреации, потребительского поведения. В конечном счете финансовый капитал должен работать на самореализацию, которая есть воплощение социальных желаний.
Самый высокий – уже пятый – этаж нашей конструкции – это личностный, философский, мировоззренческий капитал. Речь идет о таких составляющих философии среднего класса, как рационализм, индивидуализм, здоровый консерватизм, прагматизм. Этот капитал передается по наследству и тем самым укрепляет фундамент: если дети перенимают родительскую уверенность в том, что мир устойчив, – его устойчивость на 50% обеспечена.
Смысловой средний класс
Описанные конструкты обнаруживаются западными исследователями в дискурсивном пространстве, в мыслях и словах тех, кого они относят к среднему классу. В этих категориях конструируется его ментальное, социологическое существование.
Такому описанию среднего класса около 60 лет. Феномен и идея среднего класса возникли, когда в ходе решения жилищной проблемы в Штатах развернулось гигантское пригородное строительство. Социологи начали исследовать установки и стратегии людей, которые уезжали из городов и селились в поселках. И обнаружили в них совокупность качеств, до той поры не описанную. Через какое-то время люди эти были осознаны как самостоятельное сообщество, еще через какое-то – названы средним классом. Это описание среднего класса стало хрестоматийным.
С помощью социологических методов, которые используются при опросах, соответствующие характеристики также обнаруживаются – по доходу, по социальному статусу, по самоидентификации. Здесь ментальный и статистический средний класс в значительной мере совпадают. Но статистические показатели – это только верхняя часть айсберга. Основная часть – смысловая, та самая, которая уже проговорена, описана и имеется в виду, стала стандартом и только проявляет себя через статистику. А в рамках нынешнего подхода статистика становится основным инструментом – люди, которые имеют приличный доход и какую-нибудь современную профессию, немедленно причисляются к среднему классу. В результате в зависимости от способа измерения и установки исследователя может получиться, что средний класс составляет 20%, 40%, 80%. Между тем эти простые рецепты выявления среднего класса стали инструментальными через десятки лет после начала процесса формирования этой прослойки.
Смысловой, социологический средний класс и статистический необходимо развести. В частности, Путин при разговоре о среднем классе, по всей видимости, использовал это словосочетание как метафору: «Нам надо добиться, чтобы все граждане нашей страны, используя свои знания и умения, а там, где необходимо, и помощь государства, имели возможность получить качественное образование, поддержать свое здоровье, приобрести жилье, получить достойные доходы, иметь уровень жизни, определяющий принадлежность к так называемому среднему классу». Речь идет просто о повышении уровня жизни и о необходимости устранить перекос в доходах.
Проблемы экологии
Если бы задача состояла только в этом, было бы достаточно возродить департамент по управлению статистическим распределением: в советское время основную массу населения составлял именно средний класс, малоимущие и богатые были в абсолютном меньшинстве. Однако выравнивание доходов – необходимое, но отнюдь не достаточное условие существования среднего класса. Содержательный средний класс может формироваться только эволюционным путем. В Америке он создавался десятки лет. В России время течет быстрее, но необходимо помнить о том, что для выращивания среднего класса необходимы благоприятные экологические условия. А нынешняя российская экология стимулирует исключительно стремление больше заработать и больше употребить.
Не только исследовательская, но и политическая задача состоит в том, чтобы создать экологические условия для выращивания среднего класса. Деньги, доходы и стандарты жизни – это важно, но не это главное. Главное то, что в головах, а не то, что в кошельке.