Единого определения среднего класса не выработано до сих пор; однако принципиальные элементы его идентичности серьезных споров не вызывают. Это устойчивое экономическое положение, определенный уровень образования и собственно самоидентификация со средним классом.
По прогнозам Минэкономразвития, к 2020 году около половины россиян будут принадлежать к среднему классу общества. При этом в качестве основного фактора восходящей социальной мобильности эксперты МЭРТа называют значительный рост уровня доходов населения России.
Нематериальная основа
Вместе с тем важнейшую роль в обозначенной триаде параметров принадлежности к среднему классу играют последние два элемента – высокий уровень образования и самоидентификация. Один из них связан с системой высшего образования прямо, второй – опосредованно. Именно в рамках университетской среды, после средней школы, в начале социальной стратификации начинается сознательный процесс самоидентификации, при этом свободной от исходных материальных благ. Студент или выпускник вуза причисляет себя к некоей общности, как бы она ни называлась – «интеллигенция», «белые воротнички», средний класс, ИТР, – вне зависимости от того, проводит он лето в стройотряде или на средиземноморском курорте. Принципиальный старт самоидентификации дается с получением студенческого билета. При этом университет представляет собой важнейший институт социального смешивания и социальной мобильности.
Конечно, к среднему классу могут быть отнесены и люди без высшего образования. Но их будущность в качестве среднего класса и соответствующая самоидентификация не предопределена. Экономические невзгоды, связанные с падением уровня жизни, потерей источника достойного дохода, моментально выбрасывают их из среднего класса. Для людей же с высшим образованием материальное благосостояние – лишь один из элементов принадлежности к среднему классу. Показательной в данной связи выглядит ситуация 1990-х годов, когда сотрудники академических институтов в материальном плане потеряли, но сохранились как средний класс или как субстрат для преобразования в него.
Взаимовлияние
Роль образования в формировании среднего класса заключается в том, что университеты смогли сформулировать саму идею среднего класса и стали платформой для его становления и развития в обществе. Ценности и нормы поведения среднего класса нашли свое отражение в образовательных программах и позволили создать базу для «потокового производства» его представителей.
Средняя страта общества нацелена на постоянное пополнение своих знаний, повышение своего социального статуса. Именно эта часть социума чаще всего получает дополнительное профессиональное, второе и третье высшее образование. Средним классом руководит постоянное стремление к новому, прикладному знанию, которое способно обеспечить ему достойное место в современном мире.
В то же время средний класс сам оказывает значительное влияние на развитие образования. В этой социальной группе объединяются не только бизнесмены и предприниматели, мало связанные с образовательной средой, но и профессора и учителя. Их можно назвать основными носителями ценностных и поведенческих идеалов среднего класса – именно благодаря их деятельности студенты могут получить необходимую базу знаний и норм, которая позволит им либо сохранить свой срединный статус в обществе, либо повысить свои шансы на восходящую социальную мобильность.
Интересы бизнеса
Современное общество характеризуется все большей сплоченностью всех без исключения социальных групп, которые объединены не только общей родиной и историей, но и общими целями развития, во многом унифицированными в процессе глобализации. Все это ставит образование на новую позицию в системе национального развития. Современные университеты вынуждены готовить специалистов, чьи навыки при нынешних темпах научно-технологической динамики могли бы быть востребованы на рынке и не устарели бы сразу после окончания вуза.
В свою очередь, представители среднего и иногда высшего класса в бизнесе и государственных учреждениях проявляют все больший интерес к новым образовательным программам, нацеленным на воспитание высококвалифицированных специалистов, которые сразу после окончания вуза займут достойное место не только на социальной лестнице, но и служебной иерархии конкретной компании, корпорации, министерства. Современные бизнесмены вкладывают большие средства в создаваемые при университетах фонды развития (эндаумент-фонды), которые «работают» на долгосрочное развитие образования в вузах.
Средний класс, выходящий из стен университетов и других высших учебных заведений, – это важный интеллектуальный ресурс, который создает качественно новые научные разработки, изобретения, проекты. И не только в учебных аудиториях, но и в специальных бизнес-инкубаторах, научных клубах, во время прикладных мастер-классов.
Российские государственные и деловые структуры сегодня всерьез озаботились выстраиванием эффективного взаимодействия с отечественными вузами. Их основная задача заключается в подготовке специалистов нового поколения, которые способны повысить конкурентоспособность как отдельных предприятий, так и всей страны в целом; со своей стороны, современные образовательные учреждения стремятся внедрить модели «целевой специализации», учебные программы, ориентированные на создание готовых специалистов, адаптированных к запросам современного рынка.
Таким образом, образовательные учреждения сегодня становятся необходимым связующим звеном частно-государственного партнерства между правительством и бизнесом, целью которого является формирование нового среднего класса.
Широкий профиль и уровни социальной прослойки
Современный российский рынок образовательных услуг ориентирован на создание широкого круга новых возможностей для студентов, направленных на формирование такого набора навыков и умений, который в дальнейшем позволит обеспечить стабильный уровень жизни – один из основных признаков среднего класса.
Таким образом, российские вузы сегодня имеют возможность внести свой вклад в формирование разноуровневого среднего класса, который способен включить в себя значительную часть общества. Образовательные системы позволяют воспитать представителей как нижнего, так и верхнего среднего класса – страт, которые редко соперничают друг с другом, обеспечивая тем самым социальную стабильность в стране и общую сплоченность всего среднего класса в целом. Бакалавр вряд ли сможет эффективно конкурировать с кандидатом наук на рынке труда, поскольку не обладает достаточными навыками и умениями для осуществления определенного круга задач. Более того, люди, находящиеся на разных уровнях образования, скорее всего будут выполнять различные социальные функции, что приведет к созданию целой системы среднего класса в России, способного формировать и успешно управлять государственными и бизнес-структурами.
Интересно, что современный российский средний класс представлен в основном людьми с высшим гуманитарным, а не техническим образованием. Исключение из этого правила, пожалуй, составляют те люди, которые смогли адаптироваться к рыночным условиям жизни, основать свой бизнес, имея инженерное или иное техническое образование. Подобная дифференциация связана прежде всего со структурной безработицей 1990-х годов и резким сокращением спроса на высококвалифицированные инженерные кадры. Сегодня же в России наблюдается стабильный экономический рост с развитием некоторых отраслей промышленности, которые продолжают испытывать нехватку в инженерных кадрах, что наверняка в дальнейшем приведет к увеличению спроса на технических специалистов.
Печальный опыт 1990-х годов подсказывает нам, что на современном этапе развития, пожалуй, одна из основных задач высшего образования состоит в подготовке такого рода специалистов, которые одновременно обладали бы навыками и инженера, и гуманитария, способного адаптироваться к любым социальным и экономическим условиям, сохранив при этом самоидентификацию как представителя устойчивого среднего класса.
Обязательная часть жизненной программы
Чаще всего представителями средней страты общества становятся дети высокообразованных родителей. Культурно-психологическая принадлежность к среднему классу формирует стремление детей вести себя определенным образом, рассчитывать на определенный социальный статус в будущем и обязательно поступить в высшее учебное заведение и окончить его. Прогрессивное мышление индивида, направленное на постоянный рост по сравнению с достижениями своих предков, толкает детей представителей среднего класса по крайней мере к сохранению уже имеющегося положения в обществе, а лучше – к его повышению. Это становится возможным как раз за счет улучшения качества получаемого образования, которое позволяет рассчитывать на новый служебный и социальный статус.
Важной проблемой сейчас является обеспечение доступа к такому высшему образованию, которое соответствовало бы социальным амбициям ребенка и смогло бы «продвинуть» его вверх по социальной лестнице. К сожалению, в современном мире продолжает сохраняться определенное неравенство в доступе к образовательным услугам, во многом обусловленное социальным статусом родителей. Современная образовательная система способна обеспечить не только «вертикальную», но и «горизонтальную» социальную мобильность, сплотить уже имеющиеся элементы среднего класса, создав эффективную среду общения и в какой-то степени социальной мобилизации. Сын учителя сельской школы может со временем утерять принадлежность к среднему классу только потому, что он не сможет позволить себе обучение в городском вузе – в то же время обучение в университете дает возможность продолжить «династию» представителей среднего класса, стать частью «очага» распространения и расширения средней страты общества.
В этой связи одной из основных задач политики преодоления глобального неравенства в развитии сегодня становится создание равных образовательных возможностей для всего населения.
Связь времен
Помимо автономного характера работы, доходов выше среднего и высокого уровня образования характеристикой среднего класса является его социальная влиятельность. Именно он намечает тренды развития и формирует общественное мнение.
В западной образовательной традиции существует практика создания ассоциаций выпускников, студенческих союзов, научных обществ, бизнес-клубов, которые предоставляют гражданам возможность осознать себя как часть среднего класса, инкорпорировать в свое сознание и поведение нормы и ценности, свойственные группе людей их уровня.
Для России социальные сети, выстраиваемые вокруг вузов, тем более важны, что поколенческий опыт в нашей стране совершенно «разорван». С одной стороны – старшее и среднее поколение «людей с дипломами», обладающее объективным набором знаний и умений классической интеллигенции авторитарного и тоталитарного общества. С другой – поколение «30 минус», лишенное многих классических черт интеллигенции, но обладающее благоприобретенным сильнейшим иммунитетом к несвободе, ограничениям, политическому давлению. Соединение этих двух поколенческих опытов возможно именно в университетской или околоуниверситетской среде. Это тем более важно, что плотность прослойки 30–40-летних, тех, кто сумел войти в upper middle class, значительно ослаблена экономическими неурядицами и достижениями, выпавшими на долю ее представителей в прошедшие 15 лет. Как следствие – выполнять функции поколенческого сплочения эта прослойка не может. Тем более что самоидентификация разных поколений как представителей среднего класса весьма разнится в зависимости от возраста. По данным ВЦИОМа, люди в возрасте до 35 лет относят себя к среднему классу чаще, чем граждане 35–59 лет и тем более 60 лет и старше.
Таким образом, высшее образование – залог воспроизводства среднего класса. И чем более качественной и диверсифицированной будет эта система, тем более качественным, многоплановым и устойчивым будет средний класс.