Циничное народное «если ты такой умный, то почему ты такой бедный» в системе советского обществоведения должно было бы проходить по статье «буржуазный идеализм». Помню, как мы, студенты эпохи умирания застоя, измученные бесконечным диалектическим и историческим материализмом, в курилках лапидарно вульгаризировали марксизм: «Как покушаешь, так и подумаешь».
Борьба материалистического и идеалистического видения мира не сошла, разумеется, на нет с исчезновением советской власти. И особенно ярко проявляет себя, когда мы принимаемся определять или подсчитывать российский средний класс.
Границы расширяются, численность не увеличивается
Серьезные отечественные исследователи не ограничиваются при описании этой социальной группы такими параметрами, как уровень доходов и наличие (количество) собственности. Они стремятся интегрировать различные критерии – вплоть до самых субъективных, – чтобы нащупать объективную реальность, которая, как известно, имеет свойство постоянно ускользать.
Один из наиболее удачных – кратких и образных – примеров интеграции «кошелька» и «головы» дает Наталья Евгеньевна Тихонова, завкафедрой социально-экономических систем и социальной политики ГУ-ВШЭ: «Собственник получает прибыль на свои заводы-пароходы, рабочий – на физическую способность к труду, средний класс – на свой человеческий капитал». И еще: «Если уборщице платить 1,5 тысячи долларов в месяц, то она не перейдет автоматически в средний класс, а станет просто высокооплачиваемой уборщицей».
Широкий подход потенциально расширяет круг среднего класса, а на практике существенно его сужает. Пример с уборщицей достаточно фантастичен. А вот чиновники, составляющие очень большую долю среднего класса, – весьма реальны. Некоторые из них сегодня действительно получают неплохие зарплаты и входят в эту страту по праву. А нечистые на руку, выражаясь старомодным языком?
Может быть, с формальной точки зрения, у них и есть человеческий капитал – высшее образование или даже ученая степень. Но прибыль свою они получают не от него – собственно, это и не прибыль, а «административная рента».
Жалеть, однако, о том, что, вынеся коррупционные доходы за скобки, мы тем самым уполовиним наш и так не слишком многочисленный средний класс, не стоит. Господство права и прозрачность административных процедур – необходимая питательная среда, sine qua non. Без нее реальный средний класс не может быть уверен в завтрашнем дне, и количественный рост для него будет проблематичен.
Угрозы популяции
Подход, акцентирующий в определении представителя среднего класса уровень его образования, квалификации, установку на активную жизненную позицию, креативность, наконец, выглядит привлекательнее узкомонетарного. Он устремлен в будущее, он призван воспитывать и вдохновлять общество. Но, как всякая идеалистическая концепция, он слишком оптимистичен.
Реальность такова, что все более массовое высшее образование не только снижает его качество (с этим вроде бы начали бороться), но и увеличивает предложение дипломированных специалистов, тем самым снижая стоимость их услуг на рынке труда (с этим бороться невозможно). Двузначные показатели инфляции переводят проекты массовой ипотеки в разряд бесплотных мечтаний. Цена нефти в 130 долл. за баррель еще сильнее увеличит доходы соответствующих отраслей, а вместе с доходами – отрыв этих отраслей от остального хозяйственного массива. Будут появляться новые средства, государство станет их перераспределять – и это хорошо для большинства жителей России. Но для роста среднего класса нужны не государственные деньги, а эффективность работы государства. Шальные деньги, понятно, не могут эту эффективность не уменьшить. О гибельности же всепроникающей коррупции для жизни среднего класса мы уже упомянули.
Здесь самое время подчеркнуть важнейшую особенность среднего класса: в отличие от более низких страт его волнуют не только доходы, но качество жизни. А дороги без пробок, безопасные улицы и дворы за те деньги, которые есть в распоряжении у среднего класса, не купишь. И никто не застрахован от умышленно ложного диагноза и халатности в платной поликлинике или больнице. От блатного учителя-дуболома в элитной школе. В такой среде средний класс воспроизводится плохо.
Парадокс ситуации в том, что инициировать изменения в этой среде только решимость и энергия самого среднего класса и способны. Тяжело бороться в меньшинстве. Станет ли государство союзником среднего класса в этой борьбе?