Искусство обживать среду обитания.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Российское государство в очередной раз озаботилось тем, чтобы обеспечить своих граждан жильем. Почему эта инициатива вызывает оптимизм? Во-первых, никогда наша страна не обладала столь мощными финансовыми ресурсами, которые она при этом собирается потратить на людей, а не на соревнование систем, помощь братским республикам или поддержание освободительного движения на всем земном шаре. Во-вторых, государство на самом деле собирается не обеспечить граждан жильем, достойным современного человека, а помочь гражданам в том, чтобы они обеспечили себя жильем сами. Государство не «построит», а «поможет построить». Экономическое, даже мировоззренческое различие в постановке задачи принципиально. Сама задача тем самым становится посильной. Поэтому всякие аналогии с хрущевскими или горбачевскими инициативами и обещаниями бессмысленны.
Отрицательные факторы
Что вызывает скепсис? Для подлинного успеха программы российской власти нужно принципиально переделать себя, буквально изменить свой генетический код, что, как известно, не самая простая задача. Ей придется отказаться от вековой привычки монополизировать любой ценный ресурс, и в первую очередь основополагающий – землю. Без свободы доступа застройщика к земельным участкам, без возможности его подключения к инфраструктуре (сейчас тоже монополизированной) никакого «качественного и доступного жилья» нашим гражданам не видать, пусть нефть будет стоить хоть триста долларов за баррель.
Сомнительно, что государство вытащит само себя за волосы из болота коррупции. Но ситуация не совсем безнадежна. Возводимые и намеченные миллионы квадратных метров (количество которых действительно быстро растет) все же не только фигурируют в отчетах чиновников, но и появляются в наших городах.
(И на селе тоже – но об этом мы упоминаем во вторую очередь, потому что большинство российских граждан горожане). Они – не миллионы, а конкретные метры – составляют конкретные дома, которые в большинстве своем качественнее и человечнее, чем те, что возводились в предыдущие десятилетия.
Территория свободы
Руководители страны говорят: новое количество жилья принципиально изменит качество жизни граждан. Здесь хотелось бы сделать некоторое уточнение. Строящиеся квадратные метры – лишь предпосылка такого изменения. Обретение нового качества произойдет лишь тогда, когда города наши (в том числе и с помощью этих метров) станут не «населенными пунктами», то есть механическим набором домов и обитающих в них людей, а подлинными городами. Сгустками человеческих энергий, пунктами обмена идеями и информацией, «развилками» при выборе судьбы – личной и профессиональной. О, да, да! – локомотивами модернизации и субъектами инноваций, мы это теперь очень любим! – радостно согласятся чиновники. Но тогда города должны стать концентрированной территорией человеческой свободы и солидарности, аккумуляторами социального капитала. Где люди друг другу – не соседи по дому, кварталу, улице, а городское сообщество граждан.
Питательная среда обитания
Такая перспектива чиновников расстроит, но в утешение им можно сказать, что всяческие инновации и даже таинственные нанотехнологии в таких городах пойдут гораздо резвее. И даже – самое труднопредставимое дело! – монополизм строительной индустрии может быть сломан лишь наличием концентрированной воли горожан – их, а не мэрии или Кремля заказом на доступное и качественное жилье. То есть город, став городом, начнет ускоренно воспроизводить себя, в том числе и в квадратных метрах.
«Воздух города делает человека свободным» – говорили в Средние века. Тогда это не было поэтической метафорой: крепостной, прожив один год и один день в городе, получал свободу. Мысль получает актуальность и в наши дни в несколько иной формулировке: свобода делает город городом. И тоже не в высокопарном, а вполне в утилитарном смысле.