Необходимо преобразовывать природные ресурсы в другие активы.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
В действиях российской власти, впервые за последние годы, обозначилось понимание экономической политики не как случайных комбинаций чьих-то тайных замыслов, произвола экономических и политических монополий или личностей, а как воплощения открыто заявленных общественно значимых интересов.
Вместе с тем практическая реализация экономической политики для любой власти – это всегда балансирование между экономически эффективным использованием отечественного национального богатства и нормами социальной справедливости.
Эффективность развития: новый подход к объекту
В этих условиях легитимность и состоятельность любой политической силы проверяется ее способностью решить главную задачу: обеспечить условия для высокой результативности использования экономического потенциала. Декларации о повышении уровня и качества жизни, не подкрепленные расширением производства, предпринимательской активностью и ростом производительности труда, чреваты отчуждением власти от граждан. Подмена производительной деятельности очередным перераспределением ресурсов лишь продолжает многолетнюю политику проедания национального богатства и истощает созидательную энергию общества.
Однако экспортно-сырьевая модель развития отечественной экономики глубоко деформировала всю систему хозяйствования и распределительных отношений. Эта система сдерживает поворот к инновационному развитию, а следовательно – к повышению стабильности и качества нашей жизни.
Кроме того, во многих наших управленческих решениях все еще просматривается подход к национальной экономике как к замкнутой экономической системе. Но такой подход не учитывает действительность: зависимость отечественной экономики от внешнего мира запредельно высока, почти 50% ВВП создается за счет внешних условий.
Открытость экономики, внешняя зависимость или самостоятельность экономической политики государства – проблема более общего порядка. Границы традиционного объекта экономической политики становятся трудноопределимыми в условиях, когда открытость национальных экономик при ослаблении государственного суверенитета резко возрастает и увеличиваются масштабы трансграничных перемещений всех ресурсов.
В какой-то мере традиционную «национальную экономику» теперь замещает «национальное богатство». Как совокупность национальных активов и пассивов это вполне подходящий объект для экономической политики и регулирования.
Портфель ресурсов
Еще в середине 90-х годов специалисты Всемирного банка выступили с концепцией национального богатства, образуемого тремя формами капитала: воспроизводимого человеком, природного и человеческого. Такой подход позволяет рассматривать национальное богатство как капитал, охватывающий различные активы. От рационального управления портфелем таких активов зависит эффективность национальной экономики и благосостояние населения.
Перенос корпоративных представлений об управлении пассивами и активами на государство и национальную экономику не противоречит тенденциям глобализации и развития открытых экономик. Вместе с тем позволяет точнее определять направленность, масштабы, структуру, качество и конкурентоспособность экономического развития.
Развитие становится результатом управления портфелем ресурсов со стороны государственного аппарата. Возникает реальная основа для проведения эффективной экономической политики государства нового типа – государства-корпорации.
Что входит в портфель государства-корпорации? В действующей модели экономического развития России материальной основой и исходной точкой является совокупность естественных ресурсов, их использование с безвозвратным изъятием или на многократно повторяющейся основе. По данным службы статистики, 82% национального богатства страны составляют основные фонды, а доля прочих активов (оборотных фондов и домашнего имущества), учитываемых при оценке, не превышает 18%. По другой классификации, доля природных ресурсов достигает 44%, произведенного капитала – 40%, нематериальных ресурсов –16%.
Легкая рента и ее опасности
Экономическая модель, в основе которой лежит легкая рента, имеет меньше стимулов к использованию качественных людских ресурсов или созданию эффективных систем производства. В ряде случаев естественные активы могут даже вытеснять человеческий капитал. Более высокая значимость естественных активов характерна для беднейших стран.
Потенциал национального богатства, его структура, эффективность использования, воспроизводимость и увеличение влияют на меру устойчивости экономического и качество социального развития. Сложность структуры элементов национального богатства определяется изменчивостью и множественностью различных факторов. Они выходят далеко за рамки природно-материальных или экономических условий, охватывая широкий круг социальных явлений и традиций, качество институтов, ментальность населения, мотивацию человеческого поведения и многое другое.
Сама по себе структура богатства может в какой-то степени определять варианты развития конкретной страны. Но качество этого развития зависит прежде всего от того, как структура богатства изменяется с течением времени. Так, при условии эффектного инвестирования ресурсной ренты природные ресурсы могут преобразовываться в другие формы ресурсов.
Преобладающая в мире форма богатства – нематериальные активы: людские ресурсы и качество государственных и негосударственных учреждений. Доля произведенных активов в совокупном богатстве фактически неизменна по всем доходным группам, однако в странах со средними уровнями доходов капиталоемкость продукции немного выше. С ростом доходов доля природных ресурсов обычно сокращается, а доля нематериальных активов, наоборот, растет.
Легко на основании этих фактов понять, как государству следует распоряжаться ресурсами для обеспечения высокого качества человеческого и социального капитала. Разовое повышение стипендии или пенсии на двести-триста рублей отражает «вектор социальной политики», но не является в этом контексте адекватным решением. Может таким решением стать увеличение – не менее чем в два-три раза – доли затрат в ВВП на социальную политику.
Основная часть богатства страны связана с выгодами от нематериальных активов. Они включают в себя все те ресурсы, которые не учитываются в расчетных оценках богатства. Это навыки и ноу-хау, материализованные в рабочей силе, а также социальный капитал, то есть доверие к институтам власти, терпимость и партнерство в обществе.
Выгода включает в себя также разнообразное стимулирование производительности труда. Так, если в стране эффективны судебная система и система управления, а права собственности четко закреплены, то совокупное богатство велико, как, соответственно, и выгоды от нематериальных активов. Процесс развития ведет прежде всего к росту в современных отраслях производства и услуг, которые в значительной степени зависят от неосязаемых форм богатства. Возможно, эти приоритеты станут определяющими и в российской политике.