0
1738
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

29.01.2008 00:00:00

Тактичность как стратегия

Тэги: гражданство, политология, идеология, социум


– В современном мире наблюдается любопытный парадокс. Поборники глобализации говорят, что благодаря ей сглаживаются различия между людьми, исчезнет ксенофобия, войны, вообще борьба против «иного». На деле сопротивление вызывает уже сам процесс глобализации и его проводники – отдельные люди, корпорации, государства.

– Да, движение антиглобалистов приобрело особый размах как раз тогда, когда казалось, что у глобалистов, которые заняли ключевые позиции в ведущих странах, все получилось. И для глобалистов это сопротивление стало полной неожиданностью. Активные сторонники, «певцы» глобализма не понимают, почему он подчас вызывает столь негативные эмоции. Они же хотели как лучше! В этом смысле их сознание довольно наивно.

С распространением универсализма, как реакция на него, выявилось достаточно массовое стремление людей сохранить свое локальное «я». Думаю, что основу этих процессов во многом составляют как раз механизмы психологической защиты. Человеку очень трудно чувствовать себя гражданином мира...

– А нужно ли чувствовать себя гражданином мира?

– Для некоторых это уже вопрос профессионального выживания. Если вы работаете в международной корпорации, вы вынуждены общаться с людьми разных национальностей, культурных привычек, образа жизни. И любые предрассудки и стереотипы здесь становятся барьером в общении, а значит – мешают бизнесу. А таких международных корпораций, организаций становится все больше – это один из показателей экономического развития. Но на повседневном уровне человеку проще жить в привычной, гомогенной среде...

– Вы говорите о противопоставлении «универсальное – повседневное, обыденное». Но в противопоставлении «универсальное – народное, уникальное, историческое» национальное не может быть ниже универсальных, «усредненных» ценностей и идеалов.

– Вы совершенно правы. Не случайно появление в современной литературе такого понятия, как глокализация, соединяющего ценности глобальные и локальные. Эти две доминанты могут входить в противоречие, а могут сосуществовать. Так, важнейшая национально-историческая составляющая культуры – это язык. Но нужен и язык межнационального общения. Сегодня им становится английский. И попытки отдельных стран сохранить свое языковое своеобразие не могут не наталкиваться на рациональность использования общего языка.

Люди протестуют против глобализации, когда она начинает затрагивать национальные приоритеты или привычки. Причем антиглобалистское движение идет не только из стран «третьего мира», но возникает и в самих центрах глобализации. Там тоже часть населения либо не принимает эти ценности, либо выпадает из той системы, которую они образуют, по каким-то причинам экономического или политического порядка.

– Активнее всего протестует молодежь, а ведь она из этой системы не выпадает┘

– Молодежь вообще естественным образом не хочет примыкать к культуре старших, которую она ассоциирует с культурой глобализма. Это чисто психологический феномен протестного движения.

Как отрицательными, так и положительными последствиями глобализации очень много занимались еще в конце 80-х годов в Советском Союзе. В формировании горбачевской концепции «нового мышления» большую роль сыграли академик Фролов и другие наши философы, которые рассматривали именно проблемы глобализации и экологии. Эту идею, явно опередившую реальность, не отрефлексировали: ни в мире, ни в СССР не поняли, что «новое мышление» – это потребность переосмыслить мир в глобальных процессах. Человечество должно научиться по-новому думать в условиях глобализации – хотя тогда этот термин не употреблялся: речь шла о новых экологических условиях, о новом измерении проблемы разоружения и многом другом.

С уходом Горбачева эти идеи забылись, а ведь ими можно было воспользоваться, пока процессы глобализации не застали мир врасплох. Серьезной философской проработки этих проблем пока не появилось. Между тем нашим специалистам в самых разных областях необходимы новые модели, которые учитывали бы общественное мнение при продвижении тех или иных проектов.

Пример из числа последних по времени – то, что происходит в Санкт-Петербурге в связи со строительством газпромовского небоскреба. Это проблема и эстетическая, и экологическая, и историческая – здесь сходится очень много аспектов, которые имеют прямое отношение к глобальным трендам. Крупные корпорации во всех странах стремятся позиционировать себя, в частности, в визуальном плане. Но авторы идеи небоскреба не понимают, что здесь происходит столкновение глобальной корпорации с локальным, городским историческим и экологическим сознанием. Эту национальную, традиционную, психологическую составляющую глобалисты обязаны учитывать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
752
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
485
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
318
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
450

Другие новости