0
1477
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

25.12.2007 00:00:00

Управляемость и управление

Тэги: регионы, экономика, политология, идеология


– Как могут эволюционировать отношения между Центром и регионами после окончания избирательного цикла?

– Безусловно, ключевым событием следующего года станет смена президента. Глава государства определяет стратегический курс в сфере региональной политики и производит – среди других кадровых назначений – назначение губернаторов. В российской политике повелось, что каждые президентские выборы приводят к существенным изменениям в отношениях между Центром и регионами. И даже тот же самый президент, избравшись на второй срок, меняет концепцию отношений с регионами по сравнению с первым сроком. Особенности же нынешней ситуации определит то, в какой мере будет воспроизводиться «двуглавая» схема управления страной – с участием как нового президента, так и Путина в роли главы правительства.

Быстрых системных изменений в отношениях между Центром и регионами не произойдет. Преемник представляет команду Путина и привык работать в условиях властной вертикали. С его стороны было бы нелогично эту вертикаль демонтировать, тем более что ее можно использовать для укрепления собственных политических позиций. Но корректировка возможна – например, не исключено, что произойдет определенная либерализация отношений в сфере региональной политики. Во-первых, Медведев имеет реноме политика, склонного к компромиссам; во вторых – существует объективная потребность «ослабить гайки» во властной вертикали. По крайней мере нового ее ужесточения и, скажем, отмены федерализма скорее всего не будет. По большому счету это уже никому не нужно, а побочных эффектов вызовет множество.

Более важны вопросы кадровых изменений и в связи с ними – контроля финансово-экономических ресурсов со стороны тех или иных групп в Центре и на местах.

– В чем может заключаться либерализация?

– Скорее всего, будет приостановлено наступление государственной власти на местное самоуправление. Это самый простой путь, где можно при этом набрать политические очки. Разговоры о назначении мэров прекратятся, и будет заявлена государственная поддержка местного самоуправления. Эта поддержка может найти отражение в перераспределении финансовых средств в пользу муниципального уровня. Основы тенденции уже заложены Путиным, который дал определенные обещания муниципалам относительно налогов – Медведеву останется продолжить эту линию.

– А отношения с губернаторским корпусом?

– Здесь ситуация сложнее. Она во многом уже зафиксирована – в подавляющем числе регионов губернаторы назначены на четыре-пять лет и, соответственно, имеют полное право работать и при новом президенте – до 2010–2012 года. С этой сферой связаны и проблемы «двуглавой» схемы управления: отношения с губернаторским корпусом до сих пор выстраивались не просто президентом России, а непосредственно Путиным, который назначил основную часть губернаторов. Губернаторы, со своей стороны, активно Путина поддерживали, многие выступали за третий срок. Путин после 2008 года попытается сохранить в каком-то новом виде свои отношения с губернаторским корпусом, «дарить» преемнику этот ресурс, я думаю, он не захочет. Другими словами, Путин ревниво отнесется к тому, что губернаторы начнут менять портреты в своих кабинетах. Он, видимо, предпочтет, чтобы портретов было два.

Поскольку Путин станет главой правительства, то значительная часть взаимоотношений с губернаторами – экономические, межбюджетные связи – будет замкнута на него, именно к нему будут ходить за деньгами. Это очень важный ресурс влияния будущего премьера. Поскольку почти все губернаторы состоят в ЕР, отношения с ними можно выстраивать и по партийной линии.

Соответственно, у Медведева вряд ли будет большое пространство для маневра. Не думаю, что ему будет позволено провести сколько-нибудь серьезную кадровую ротацию. Не только потому, что губернаторы уже назначены – хотя, забегая вперед, можно предположить: если Медведев проработает до 2012 года, то незадолго до следующих президентских выборов именно ему придется назначать основную часть губернаторов, и интересная интрига с этим, несомненно, будет связана. Но сейчас роль ограничителя будет играть Путин. Большого количества добровольно-принудительных отставок, а тем более прямых увольнений в 2008 году не будет. Хотя способ продемонстрировать свою власть над региональными элитами Медведев должен найти. Может быть проведено некоторое количество резонансных отставок, которые скорее всего будут согласованы с Путиным.

– Сегодня отношения Центр–регионы – это скорее иерархия административного подчинения. Возможна ли более «политическая», нежели административная система взаимоотношений?

– В России каждый глава государства стремится оставить свой след в истории. Можно ожидать, что, несмотря на все ограничения, которые будут у Медведева, он тоже попытается инициировать реформы. Скорее всего он еще сам до конца не знает, какими они могут быть и в какой сфере произойдут. У него вряд ли есть стратегический план. Но российская практика показывает, что проще всего реформы инициировать как раз в региональной политике: регионы податливы и понимают, что такое иерархия. Если реформы соответствуют местным интересам, то воспринимаются на ура; если нет – регионы все равно вынуждены с ними считаться, потому что понимают силу Центра. Маловероятно, что реформы в этой сфере произойдут в 2008 году. Но возможно, что предпосылки для них уже возникнут.

– Путин как раз начинал свою деятельность с реформы отношений с регионами.

– Верно. Но поскольку Медведев долгий период, а возможно, и все время будет зависеть от Путина, я не думаю, что он так же резко начнет изменения, как Путин, когда тот сменил Ельцина. Однако тенденция может обозначиться уже скоро. Начнется, возможно, более широкое публичное обсуждение направлений, в которых должна развиваться региональная политика. Количество этих публичных обсуждений может перерасти в качество, то есть в четкий план. Он сформируется в перспективе двух-трех лет. Возможно – как раз к тому моменту, когда истекут полномочия большинства действующих губернаторов, назначенных Путиным, и нужно будет проводить серьезную ротацию.

У Медведева не будет задачи укрепления личной власти – или он не сможет эту задачу решить. Поэтому в отношениях между Центром и регионами произойдут свои изменения – появится несколько адресов, по которым регионы должны будут в связи с разными вопросами обращаться. Между этими адресами будет своя конкуренция, а здесь и публичная политика появится. И региональная политика, соответственно, станет более конкурентной. Притом очень многое будет решаться и делаться спонтанно. Апробировать меняющуюся систему отношений придется на ходу. Никто не в состоянии просчитать, как она будет работать, особенно учитывая важность для региональной политики – помимо политических институтов – межклановых и личностных отношений. В итоге может получиться модель, устройство которой сложно предугадать, но она возникнет в результате естественного хода событий. Различные центры силы – в Москве и регионах, – пробуя себя в чуть более конкурентном и публичном поле, будут усиливаться и смогут менять конфигурацию отношений. Роль регионов и региональных элит в этой ситуации может даже возрасти.

– Какова потенциальная опасность для Центра возможного укрепления регионов?

– Роль регионов вырастет не до такой степени, чтобы стать опасной. С переходом к назначению губернаторов Центр полностью уверен в их лояльности. С региональными элитами, как обычно, будут умеренно заигрывать, потому что именно они контролируют региональный ресурс на местах. Если на федеральном уровне вдруг появятся конкурирующие центры силы, то губернаторы могут оказаться в положении слуг двух господ. В таком положении есть своя прелесть, на нем можно заработать немало очков. Но с ним для губернаторов, несомненно, будут связаны и риски.

– А сейчас существуют проявления того, что Центр считает возможным дополнительно поддерживать регионы и давать им чуть больше самостоятельности?

– Да. Например – создание инвестиционного фонда и принятие решений по финансированию крупных проектов, которые, в сущности, являются региональными. Путь «распечатывания» государственных общефедеральных фондов и передача этих денег в регионы, наверное, единственный для нынешнего политического режима. Усиление контроля над расходованием средств дает Центру возможность дополнительного пиара: виновные, которые разворовывают предоставленные средства, наказываются. Это выигрышная схема, которой всегда может воспользоваться новый глава государства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1244
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
789
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
553
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
788

Другие новости