Новый ход времени: отсчет минут и часов, а не исторических вех.
Фото Олега Ласточкина (НГ-фото)
Предсказуемость надвигающихся выборов вполне очевидна. Но проблема-2008 все равно существует. С самого дня инаугурации нового президента в мае начнется исторический период, которому предстоит определить действительно важный вопрос: окончилась или не окончилась эпоха слома жизни в России. Обозначим электоральные вехи этой эпохи.
Президентские выборы 1991 года. Как оказалось, они подвели черту под всей предыдущей историей и открыли новую страницу в жизни России и всех советских республик. Тогда, на фоне бушевавшего исторического торнадо, это значение всенародного избрания Ельцина слабо осознавалось.
Зато в 96-м люди понимали вполне четко, что выбирают движение страны вперед или назад. Спустя более чем 10-летие страсти того времени могут показаться игрушечными, но для свидетелей событий они таковыми совсем не были (не забудем, что тогда со дня гражданской войны на улицах Москвы минуло менее трех лет). Никогда после 96-го года вопрос не ставился с такой манихейской простотой.
Впрочем, на думских выборах 99-го выбор между Путиным и Примаковым – Лужковым был из того же ряда – дело касалось не корректировки курса, а определения вектора движения.
Мы определяли на избирательном участке судьбу страны на десятилетия вперед раз, другой┘ Но сколько же можно?! И кто осудит людей за то, что им захотелось полной предсказуемости выбора?
Как природа не терпит пустоты, так и исторический процесс не бывает детерминирован самим собой. Предсказуемый выбор – вовсе не так предсказуем, как восход или закат. Просто он определяется не нами, а кем-то другим. И хорошо, если этого другого мы знаем в лицо.
Нация предала свои права в аренду. Предала человеку, которому доверяет, – Путину Владимиру Владимировичу. Все произошло по взаимному согласию и ко всеобщему удовольствию. Но понятно, что такая аренда не может быть бессрочной. Также очевидно, что, как бы ни был удачен конкретный случай аренды, любая попытка репликации уникальной ситуации, возникшей в уникальных условия усталости народа от перемен, повышает риски многократно. Хотим мы или нет – все равно придется учиться выборам несудьбоносным и непредсказуемым. Учиться, потому что таких выборов у нас еще не случалось.
Если 2008-й станет началом этой учебы – потомки признают год удачным. А удачи в новом году мы в эти дни все себе желаем.