0
2673
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

27.11.2007 00:00:00

Привычки прошлого

Тэги: кордонский, гражданское общество


кордонский, гражданское общество В сословном обществе модернизация всегда наталкивается на сопротивление.
Карл Булла. Петербург. Первый многоместный автобус с пассажирами на Владимирском проспекте. 1911

Симон Кордонский – известный социолог и политический мыслитель. Мы говорили с ним о том, что в нашей стране представляет собой гражданское общество.

– Существуют различные понимания феномена гражданского общества. Кто-то признает только его организованные формы, кто-то – также и неформальные.

– У нас социологическое знание – в основном импортное. А импортные представления о гражданском обществе вряд ли в полном объеме применимы к нашим реалиям. У нас, в частности, организованных форм гражданского общества мало, институционализации организаций не происходит.

Из того, что наша реальность не соответствует знаниям, делается вывод, что реальность дурна. А мне так кажется, что знания плохи. Адепты заимствованных понятий забывают, что ни одна страна не претерпевала таких изменений, как Россия. Много десятилетий разные государственные доброхоты-реформаторы проводили эксперименты над людьми, которые вынужденно приспосабливались к непрерывно меняющейся действительности. Находили щели и уходили в них, создавали – чаще всего тяжким трудом – иллюзию стабильности в комнате коммуналки, на даче или где-нибудь еще. Тем, кто не овладел искусством социальной мимикрии, в нашей стране выжить трудно.

Государство, из лучших побуждений, непрерывно творит новую реальность, создает новые законы и нормативные акты, устанавливает ограничения. Люди, успев или не успев приспособиться к предыдущим новациям, сталкиваются со следующими. Чтобы эти новации нейтрализовать, приходится налаживать ситуативные отношения – блат, знакомство, связи вне государства, в противодействие государству и его модернизационным усилиям. Это и есть наше гражданское общество. Очень мощное – эта система пронизывает все государственно-общественные институты.

– Но в России 300 тысяч официальных организаций гражданского общества, самых разнообразных. Садоводы-любители, коллекционеры бабочек...

– Ну, это специфические организации. И потом, общественные организации не стоит отождествлять с организациями гражданского общества. Садоводы, например, занимаются предпринимательской деятельностью, приторговывают землей, в частности. Многие коттеджные поселки вдоль магистралей десять лет назад были дачными. И всякое собирательство у нас – энтомологическое или минералогическое, не суть важно – есть прежде всего хороший бизнес, а не совместная деятельность людей, объединенных высокими целями.

Эти общественные организации либо существуют на западные гранты, либо чаще всего созданы государством или бизнесом для осуществления какой-нибудь коммерции. Активность бизнеса в нашей стране направлена на решение проблем бизнеса: защиту от государства, отмывание денег, улучшение собственного имиджа.

А гражданское общество само должно собирать деньги для решения своих проблем. Иногда при этом возникают организации, то есть происходит институционализация общества. В наших условиях это далеко не всегда возможно, поскольку проблемы у людей, как правило, связаны с отношениями с государством, а такие организации были бы «против», а не «за»┘

При желании почти всегда можно интерпретировать активность группы людей, собравшихся, скинувшихся и пытающихся решить проблему как организованную преступную группировку, ОПГ. Сговор есть, общак есть... Те же «оборотни в погонах» – это, в нашей системе координат, часть гражданского общества.

– Но вот люди, необязательно богатые бизнесмены, помогают детским домам. При том что у нас нет льгот для благотворительности.

– Благотворительность, конечно, существует. Но, как правило, она слабо организована, ситуативна.

– То есть у нас гражданское общество мощное, но совершенно особенное...

– Гражданское общество в каждой стране свое. Германское не похоже на английское или на американское. Когда-то в предельно бюрократизированной Пруссии люди научились решать свои проблемы помимо государства – в кафе, где они собирались и разговаривали. Договаривались до чего-то. И вот Гегель, наблюдая за жизнью берлинских кофеен, ввел понятие гражданского общества. Его, по Гегелю, образуют люди, которые не могут удовлетворить свои потребности ни в семье, ни в государстве.

У нас – да, гражданское общество совсем необычное. Но принять этого факта мы не можем, ведь считается почему-то, что гражданское общество – это что-то хорошее. Государство – плохое, бизнес – тоже плохой, нечистоплотный, а вот организации гражданского общества – белые и пушистые...

– Рано или поздно то, что вы называете гражданским обществом, придется выводить из тени.

– Я думаю, что нынешняя ситуация изменится не скоро. Чтобы она изменилась, должно поменяться государство. Пока оно будет доминировать, само ставить цели и вводить инструменты для их реализации, будет существовать вот такое гражданское общество. Государство продолжит бороться с блатом, связями, коррупцией, то есть с гражданским обществом, называя его по-разному.

– Но государство не только репрессивно. Сейчас, например, оно призывает создавать товарищества собственников жилья. Для самоуправления граждан и их организованности это гораздо важнее, чем все западные гранты вместе взятые.

– Очередной модернизационный ход со стороны государства. Как вы представляете себе товарищество собственников жилья в двухсотквартирном доме? Люди привыкли, что в квартире в их собственности только мебель да воздух. Даже стены им не принадлежат. Продать квартиру можно, и дорого – но коммуникации и инфраструктуру, например, продать нельзя. Эти товарищества придуманы для того, чтобы заставить людей взять на себя эксплуатацию инфраструктуры. Люди же, основываясь на опыте своих дедов и отцов, уверены, что государство опять хочет их обмануть, использовать для решения своих проблем. А они не хотят быть в очередной раз обманутыми и использованными. Они будут сопротивляться.

– Товарищество может стать собственником – даже земли под домом, даже придомовой территории.

– Может, конечно, но я пока не знаю примеров такого подвига. Люди четко знают свой интерес, они хорошо понимают, во что им эта собственность обойдется. Это же не коттедж, таунхаус, дом в деревне. Вот действительно собственность – но там и необходимости в товариществах нет.

В той же жилищной сфере государство предлагает очень большие субсидии на капитальный ремонт при условии вложения своих денег. Но люди не идут на это, потому что опять-таки не воспринимают жилье как свое, даже будучи формально собственниками. Они считают, что им «положено». Что государство им «обязано», в том числе и ремонтировать жилье.

– Как выходить из положения? Субъектом изменений может быть государство или общество?

– У нас нет противопоставления государства и общества, это одно и то же. Я говорю об обществе в целом, а не о так называемом гражданском. Общенародное государство, оттого и лидер общенациональный.

Понятия государства и общества возникли в XVII веке и, разумеется, не у нас. Мы в своем социальном развитии находимся на той стадии, когда отделение общества от государства еще не произошло. Вернее, в 90-е они пытались разделиться, но не получилось. Сейчас снова происходит их интеграция. Вот наш президент сказал, что бизнес и государство должны действовать как одна корпорация. Как может существовать гражданское общество в условиях сословной системы и корпоративного государства? Только вопреки государству.

– Принято считать, что беда России – это как раз антагонизм власти и общества...

– Попросите тех, кто так считает, указать, где у нас государство, а где общество.

Конфликты у нас – это конфликты не между государством и обществом, а именно между сословиями корпоративного государства. Чекисты конфликтуют с наркополицейскими, прокурорские с финансистами, ученые со священнослужителями. Была имперская сословная система, потом советская, сейчас создается постсоветская.

То, что называется рынком, у нас не может отделиться от сословной структуры. А сословная структура функционирует не по рыночным законам, а по принципам социальной справедливости, которая заключается в распределении ресурсов сообразно сословному статусу: рабочие получают столько-то, милиционеры – столько-то. Не зарабатывают, а именно получают. И эта система несовместима с рынком и соответственно с классовым расслоением.

Институционализированных сословий в России множество. Есть государственные гражданские служащие трех видов – федеральные, региональные и дипломатические. Есть военнослужащие – ФСБ, внутренние войска, СВР, железнодорожные войска и так далее. Есть правоохранители – их примерно столько же разных видов, от наркополицейских до таможенников. Есть депутатская служба – это сословие институционализировано законом о статусе депутата. Есть судейские, муниципальные служащие и так далее. И даже купцы появились, предпринимателями теперь называются. Причем трех гильдий. Члены Союза промышленников и предпринимателей – первая гильдия, «Деловая Россия» – вторая, «ОПОРА» – третья. Вот и сословный праздник объявлен – День предпринимателя...

– Органы, выполняющие подобные функции, существуют во всем мире.

– Да, но люди в таких органах работают по найму. В этом и заключается разница между работниками и членами сословия: последние служат, а не работают. Они получают оклад, жалованье и довольствие, а не зарплату. А самое главное – берут мзду с членов низкоранговых сословий. Это необходимо для подтверждения их статуса в сословной иерархии. Гаишникам, например, водители платят не потому, что нарушают правила, а потому, что фиксируют таким образом подчиненное положение своего сословия по отношению к сословию гаишников.

Пока есть ресурсы, эта сословная система будет воспроизводиться, как воспроизводится много веков, несмотря на перестройки и революции. Чем больше будет ресурсов, тем ярче будут проявляться ее особенности.

– В студенческие годы, пришедшиеся на конец застоя, ездил я по стране автостопом. И местные водители не раз мне говорили: «Мы ж понимаем – это неправда, что ты студент. Ясно, с зоны бежишь. Так впереди пост ГАИ, не надо тебе туда. Можешь пока у меня на сеновале схорониться». За 20 лет ничего не изменилось, никакой модернизации представлений о гражданственности не произошло? По-прежнему люди рады поддерживать все то, что против государственной системы?

– По-разному. Я только что был на Алтае, там в ряде районов все так и осталось.

Сейчас в некоторых местах вообще никакой власти нет. Люди вынуждены самоорганизовываться. Ведь встречали же в одном селе московских инвесторов с оружием в руках. Это реальный случай.

– Но мы живем в XXI веке...

– Вот на улице мигалка с квакалкой проехала. Что это означает? Когда барин едет, надо шапку ломать, дорогу уступать. Вам это ничего не напоминает? И личная зависимость осталась. Попробуйте регистрацию получить! Заплатите, но все равно будете все время под контролем.

– Полная безысходность, отсутствие вариантов выхода из положения?

– Экономические перспективы зависят от того, удастся ли мобилизовать население, трудовые ресурсы. Не удастся – значит, перспектив нет.

– Возвращаясь к началу нашего разговора – значит, реальность все-таки плоха?

– С точки зрения импортированных стереотипов – нет. Но есть и другие точки зрения. Мы хотим быть богатыми и жить в «золотом миллиарде»? Так мы богатые. Государство богатое – люди богатые. Это западное богатство основано на капитале, который крутится, а люди живут на проценты. А мы живем на отчужденном ресурсе. Сколько нам ресурсов суждено иметь, настолько мы и богаты. Проблема в том, чтобы соблюсти принцип социальной справедливости – умудриться распределить ресурсы и при этом минимизировать конфликты между сословиями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1913
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1924
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1653
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
1026

Другие новости