Развитая система влиятельных организаций гражданского общества – позитивный фактор социально-экономического развития страны. Эти организации оказывают гражданам ряд значимых услуг (благотворительность, образование и т.п.); реализуют обратную связь в отношениях между властью и обществом; увеличивают переговорную силу граждан в конфликтах с чиновниками и бизнесом. Демократически избираемая и подотчетная обществу власть понимает преимущества широкой системы гражданских организаций и содействует их развитию и функционированию, воспринимая их действия как горькое, но полезное лекарство.
Четыре сценария
Существующие сегодня в России законодательные условия трудно назвать благоприятными для развития и функционирования организаций гражданского общества. Соответственно, число таких организаций невелико (около трехсот тысяч), а их влияние на социально-экономическое развитие страны незначительно. Другими словами, проблема заключается в слабости гражданского общества.
При этом близость начала нового большого политического цикла дает все основания для размышлений по поводу возможных траекторий развития, в том числе и развития гражданского общества.
С нашей точки зрения, выраженной в коллективной работе «Коалиции для будущего» (подробно об этом проекте «НГ-сценарии» рассказывали в номере от 26 июня 2007 г.), реально осуществимы четыре возможных стратегии: «Рантье», «Мобилизация», «Инерция» и «Модернизация». Первая предполагает повышение благосостояния за счет развития продажи сырья; вторая заключается в концентрации ресурсов, получаемых из сырьевого сектора, на выбранных государством направлениях технологического развития (преимущественно в оборонном секторе); третья продолжает нынешний курс; четвертая ориентирована на вхождение России в состав стран – интеллектуальных лидеров путем создания институциональной среды и деловой инфраструктуры, благоприятных для становления новой экономики. В рамках каждой из этих стратегий ситуация слабого развития гражданского общества интерпретируется и решается по-разному.
Хорошо распределять
Стратегия «Рантье» трактует проблему как недостаточный учет властью предпочтений граждан при перераспределении государственных доходов. Иными словами, не всегда необходимую поддержку получают наиболее нуждающиеся группы и слои населения. Вероятный способ решения проблемы – развитие первичных, низовых форм демократии в форме локальных референдумов, гражданских сходов и т.п., результаты которых передаются – в условиях централизованного «базового» распределения ресурсов – на вышестоящий уровень управления для принятия перераспределительных решений. Те же механизмы могут использоваться и для усиления давления на бизнес – с целью расширить практику решения с его помощью социальных проблем населенных пунктов («социальная ответственность бизнеса»).
Позитивные последствия реализации данной стратегии – развитие навыков и практики местного (общественного) самоуправления. Такое развитие, однако, происходит в узкой перераспределительной сфере и не затрагивает взаимодействия граждан и власти в сфере производительной деятельности. Негативные последствия – отсутствие продуктивного обсуждения между властью и бизнес-сообществом условий ведения бизнеса.
Диалог как помеха
Стратегия мобилизации трактует проблему как неготовность или нежелание граждан и бизнеса следовать указаниям государства, знающего, как улучшить ситуацию в стране. Власть не считает возможным применять прямое насилие для проведения в жизнь сформулированных установок, однако полагает, что продуктивный диалог с населением затруднит выполнение масштабных задач, которые ставит перед собой государство. Способом решения проблемы может стать политическое и экономическое давление на «несогласных» через объявление их позиций направленными на срыв решения масштабных задач, мешающими дальнейшему прогрессу страны и возвращению ее на утраченные позиции в мире.
Последствия – нарастание «теневых» издержек легитимности. Группы станут реализовывать свои интересы, не учитываемые при принятии решений в центре, частными способами, с использованием ресурсов, формально принадлежащих другим субъектам (государству, бизнесу). Соответственно, эффективность предпринимаемых властью действий при реализации данной стратегии снижается.
Подходящий собеседник
В рамках инерционной стратегии слабость гражданского общества – это его неразвитость, которая и объясняет отсутствие широкого и продуктивного диалога. Вероятным способом решения будет создание сверху гражданских организаций – «приводных ремней» от государства к обществу и бизнесу, то есть выдвигающих лишь те вопросы, которые укладываются в формируемую властью повестку дня. Возникают внешне привлекательные формы диалога, однако его содержание неадекватно интересам тех групп общества и бизнеса, которые не созданы сверху.
Последствия: количество непроизводительных издержек, которые возникают в результате сопротивления нелегитимным действиям власти, не только не сокращается, но и увеличивается, поскольку появляется еще один объект противодействия – «приводные ремни».
Коммуникативная удача
Модернизационная стратегия исходит из недостаточной вовлеченности граждан (и бизнеса) в определение эффективных направлений экономической и социальной политики – как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях – и недостаточной ответственности чиновников за принимаемые решения, в которых не учтены интересы граждан и бизнеса. Способом решения проблемы может стать создание нормативной базы, благоприятной для развития гражданских организаций, а также «обрастание» властных органов трехсторонними (граждане–бизнес–власть) советами и комиссиями, с регламентированными процедурами учета мнений сторон в результирующих решениях.
Последствия: существенное повышение легитимности власти, сокращение непроизводительных издержек противодействия принимаемым решениям, появление новых источников решения актуальных задач на всех уровнях управления.