В ходе той части исследования «Будущее России: взгляд из Центра и регионов. Внутриполитическая сфера общества», которое проводилось в Томской области, были выделены доминирующие определенности: регион идет в кильватере федеральной политики; общегосударственные политические изменения последних трех лет усилили консервативный характер правящего класса региона; несменяемость губернатора с 1991 года накладывает отпечаток на все экономические и социально-политические переменные (от расстановки элит до массового сознания региона).
На этом фоне развилки формулируются следующим образом: каким будет характер отношений нового президента-губернатора; сохранится ли знак равенства между элитой и высшей региональной бюрократией; насколько неформально пройдет реформа местного самоуправления, партийного дизайна; как сложатся макроэкономические развилки (заинтересованность федерального Центра/иностранного капитала в инвестициях в Сибирь, судьба госмонополий, соотношение полезные ископаемые/инноватика в стратегии региона, экспансия московского капитала и т.п.).
Сценарии: пессимистический и оптимистический
Большинство экспертов на вопрос о будущем Томской области говорили, не затрагивая политического аспекта, об экономических перспективах и возможности/невозможности выполнения принятой программы развития области и стратегических проектов.
Первый фактор реализации благоприятного сценария экономического развития – продвинутость региона в научно-образовательном плане. (В связи с этим закономерным было решение об открытии в области одной из первых технико-внедренческих зон). Еще один фактор – наличие нефтегазового комплекса, определяющего особенности региона, и интерес к нему центра. В 2014 году (эта перспектива связана с политическими факторами) должна начаться разработка крупнейшего Бакчарского железорудного месторождения и переработка сырья. Подготовлен и ряд других топливно-сырьевых проектов.
Эксперты, однако, называют и опасности для выбранных приоритетов экономического развития. Если более сильными окажутся эти негативные факторы, то экономическое развитие пойдет по пессимистическому сценарию.
Первый из негативных факторов – вероятность перенарезки бюджета с целью увеличить финансирование социальных программ. Это необходимо для предотвращения социального недовольства населения. На современном этапе развития региона действующая власть в целях самосохранения должна обеспечить абсолютное большинство партии власти в парламенте. Поэтому вероятность подобных популистских мер весьма высока. А денег на инновации и на социальные программы одновременно, как правило, не хватает.
Второй отрицательный фактор – географические положение области. Например, те предприятия, которые будут входить в технико-внедренческую зону, планируют производство объемной продукции. Маловероятно, что эта продукция, с учетом размера транспортного плеча до Европы или Азии, будет приносить большую прибыль. Таким образом, область, чтобы быть конкурентоспособной, должна сделать приоритетным для себя наукоемкое производство.
Третий отрицательный фактор – цены на энергоносители. Бюджет области в высокой степени зависит от добычи полезных ископаемых (из этой сферы поступают налоги, в нее идут инвестиции, она предоставляет рабочие места). Если цены на нефть резко снизятся, то реализация планов развития может серьезно пострадать.
Четвертым (и очень мощным) негативным фактором, по мнению экспертов, является коррумпированность властей в области. Следует отметить, что эти мнения прозвучали еще до того, как в Томске были заведены беспрецедентные уголовные дела по обвинению высших должностных лиц города в коррупции.
Точки бифуркации: будущее политической конфигурации
Большинство экспертов, как мы упомянули, сосредоточились на экономических перспективах развития региона – однако сами эти перспективы, которые связаны с недавно принятой «Стратегией социально-экономического развития Томской области до 2020 года», напрямую зависят от успешности региональных политических элит.
Исходная определенность: будущее области зависит от решений центральных властей и напрямую связано с федеральной политикой (и будущим нынешнего политического руководства страны). Основной вопрос: сохранится ли нынешняя региональная политическая элита у власти в кратко- и долгосрочный период? Здесь выделяются две яркие точки бифуркации. Первая – сохранение/несохранение губернатором своего поста. Вторая точка пройдена в ноябре 2006 года – ею стал арест мэра Томска по обвинению в коррупции, и исход этого процесса еще не ясен.
Исходя из этих точек выделяется два сценария политического развития области: инерционный сценарий и сценарий неопределенности, связанный с назначением нового губернатора.
Условие для развития инерционного сценария с усилением авторитарных тенденций – сохранение поста губернатора за Виктором Крессом. В этом случае создаются все основания для того, чтобы развитие региона происходило по Программе развития Томской области. Тот факт, что губернатор 16 лет находился у власти, и отработанные за это время способы руководства дают основания утверждать, что элита будет строиться под губернатора, даже если в результате каких-то катаклизмов изменится ее конфигурация.
Мэр уже сошел со сцены. Если политическую силу потеряют областная администрация и спикер областной Думы, то направление политического развития области резко изменится. В таком случае сценарий может быть описан следующим образом: губернатор ставит своего человека, и мэрия Томска становится своего рода департаментом областной администрации. Соответствующие ресурсы для этого у Кресса есть. Все нынешние тенденции в этом случае консервируются. Кресс будет управлять областью так, как управлял все это время, с сохранением бюджетирования Томска по остаточному принципу.
Рассматривая сценарий неопределенности, зависящий от федеральных тенденций, мы фактически говорим о том наследии, которое нынешняя элита взяла с собой из прошлого века в новый. Более того, она вернула область к экономической политике 70-х годов прошлого века, сделав для области основной добывающе-экспортирующую стратегию.
При этом в перспективе долгосрочной – как в случае сохранения Крессом поста губернатора, так и в случае его замены – степень обновления региональных элит будет весьма высокой. Это касается не столько элит экономических, сколько политических группировок. Поэтому вопрос о том, кто ответит через 15 лет за сегодняшнюю политику, далеко не праздный.