0
2285
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

23.10.2007 00:00:00

Проекция реальности

Елена Шестопал

Об авторе: Елена Шестопал - профессор, заведующая кафедрой политической психологии МГУ.

Тэги: россия, политика, эксперт, опрос


россия, политика, эксперт, опрос Желание стабильности сменяется запросом на перемены.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)

Проект «Будущее России: взгляд из центра и регионов. Внутриполитическая сфера общества» был реализован силами отделения политологии философского факультета МГУ имени Ломоносова и исследовательских групп межрегиональных институтов общественных наук. Он проводился в семи регионах России и Москве при организационной и финансовой поддержке ИНО-Центра. Целью проекта была разработка среднесрочных сценариев внутриполитического развития России на федеральном и региональном уровнях.

Эксперты и носители массового сознания

С помощью специально разработанного инструментария в Москве и семи регионах был проведен экспертный опрос, в котором приняли участие представители органов власти, политических партий, СМИ, специализирующихся на политической тематике, ведущие политологи. Всего в Москве и регионах в опросе приняли участие 168 экспертов.

Далее основные тенденции и закономерности в видении политического будущего России и регионов экспертами были проанализированы московской и региональными экспертными группами. В Московскую группу вошли: доцент кафедры госполитики философского факультета МГУ Андрей Ахременко, старшие преподаватели кафедры политической психологии того же факультета Татьяна Пищева, Александр Качанов, доцент Павел Малиновский, а также политологи из других университетов – профессор Оксана Гаман-Голутвина, доценты Алексей Зудин, Ростислав Туровский и политический журналист Екатерина Добрынина. На разных этапах в разработке проекта принимали участие и другие известные отечественные политологи.

Другим ключевым компонентом эмпирической базы проекта стали данные, полученные в политико-психологическом исследовании, которое было нацелено на анализ политического сознания граждан, их восприятия будущего, будущей и нынешней власти, образов политических лидеров. С помощью специально разработанного ресурсным центром инструментария были проведены 24 фокус-группы, по 3 в каждом регионе (включая Москву), общее число респондентов составило 230 человек. Результаты фокус-групп, отражающие представления граждан о власти, стране, политических институтах и отдельных политиках, осознаваемые и бессознательные аспекты образов будущего и образов власти, уровень поддержки и ценностные ориентации граждан, были обработаны и проанализированы.

Методология

В проекте были обозначены два временных горизонта: краткосрочный – до 2009 года и среднесрочный – до 2015–2020 годов. Работая с краткосрочным горизонтом, мы пришли к выводу о том, что он смыкается со среднесрочным – новый политический цикл после 2008 года «устоится» только через год-два. То есть краткосрочный прогноз для нас – это 2009–2010 годы, а среднесрочный – 2015–2020 годы.

Особое значение в проекте придавалось разработке теоретико-методологической базы исследования. При подступе к сценарной работе необходимо было определиться не только с факторами, которые будут влиять на осуществление того или иного варианта, но и с ключевыми определенностями и неопределенностями – то есть с тем, что мы точно знаем и чего не знаем. Будущее в принципе непредсказуемо, оно неопределенно по своей природе. Но на базе определенностей, имеющих достаточно долгосрочный характер, можно описать некоторые тренды. Здесь существуют «короткие» и «длинные» волны, имеющие соответствующие перспективы.

Было выделено несколько наиболее важных определенностей. Так, во-первых, в среднесрочной перспективе в России вряд ли возможно появление развитого гражданского общества. Существующие политико- и социокультурные тренды обладают устойчивым характером, и нынешняя ситуация сохранится в обозримом времени. Реалистичным является предположение о том, что элита будет по-прежнему доминировать над обществом, и именно от этого игрока стоит ожидать каких-либо инициатив. При этом анализ, проведенный нашими экспертами в регионах и центре, показывает, что если говорить о развитии либерально-демократических моделей в политической сфере нереалистично, то в сфере неполитической наблюдаются тенденции к активизации определенных слоев. Это касается прежде всего формирования среднего класса. Вторая определенность касается регионального развития, которое в очень сильной степени зависит от происходящего в центре. К такому выводу приходят все региональные эксперты проекта. В то же время было учтено чрезвычайное разнообразие российских земель. Есть регионы экономически и политически сильные, инициативные и создающие «головную боль» центру, который предпочитает иметь дело со слабыми регионами и ими манипулировать. (Центральная власть также нередко делает ставку на слои с меньшим доходом, то есть на тех, кем легче управлять. Это и есть нынешняя основа для выработки политики.)

И, наконец, в-третьих, имеет место определенность, связанная с инерционными процессами. Они очень ярко выражены и в центре, и в регионах. Но при этом учитывались и два других потенциальных фактора: нарастание конкуренции (соответственно – возрастание плюрализма в обществе), с одной стороны, и фактор управляемости – с другой.

Таким образом складываются наши сценарии.

Сила инерции

На основе указанных определенностей было выделено три сценария развития политических событий в России в среднесрочной перспективе. Базовая модель получила название инерционной. Чтобы показать, как работает этот сценарий, необходимо рассмотреть четыре параметра, которые, в свою очередь, связаны с указанными выше определенностями.

Первый касается элиты, а именно ее доминирования над обществом. В инерционном сценарии сохраняются низкая публичность политики и так называемый навязанный консенсус, доминирование неформальных практик над открытыми и легальными процедурами. Главное – этот сценарий перекрывает каналы рекрутирования элит из регионов, и власть сталкивается с дефицитом игроков на «скамейке запасных». Весь период правления Путина характеризовался этим дефицитом. При сохранении правил игры дефицит будет усиливаться, и тот, кто будет править Россией в ближайшие 8–10 лет, неизбежно столкнется с этой проблемой – как и проблемой ухудшения качества элиты.

На основе анализа второго важнейшего параметра политического развития – институционального дизайна политической системы – был сделан вывод, что выборы будут носить, как, впрочем, и сейчас носят, достаточно формальный характер, а контроль государства над СМИ будет сохраняться. При этом эксперты прогнозировали, что институт президентства – несмотря на перемещение национального лидера на другую площадку – будет сохранять свою ведущую роль. Если не в краткосрочной перспективе, то в среднесрочной – совершенно точно. Этот сценарий также не оставляет возможности для коалиционного правления (разделения власти между президентом, правительством, парламентом и партиями).

Соответственно можно прогнозировать низкий уровень социальной и политической активности граждан. Одновременно для массового сознания, как показывает анализ, сохраняется значение личной свободы при доминировании тяги к стабильности. Исследования массовой психологии (третий параметр политического развития) при этом показывают, что период, когда «все хотели стабильности», подходит к концу, на смену ему постепенно приходит запрос на перемены. Данный сценарий, однако, не дает возможности увидеть смену поколений в политической элите – а, по полученным данным, поколенческий фактор сейчас выходит на первый план. Как показали последние события, возможность смены элиты пятидесятилетних на поколение тридцати-сорокалетних маловероятна (этот вариант эксперты связывали с возможностью прихода нового лидера). Процесс встраивания в элиту более молодого поколения – а это люди с новыми ценностями, запросами, требованиями – в данном сценарии также не просматривается. Уже сейчас видно, что даже политически активная молодежь хочет адаптироваться к системе, а вовсе не требует ее модернизации.

Главная проблема, которая вытекает из инерционного сценария, – это даже не качество элиты как таковое, а отсутствие у нее стимулов к осуществлению модернизационных преобразований.

Наконец, четвертый параметр – пространственный. Как показал политико-географический анализ, границы России вряд ли претерпят существенные изменения в прогнозируемый период. Однако вопросы взаимоотношения центра и регионов, а также регионов между собой будут оказывать существенное влияние на политическое развитие страны.

Другое

Обозначим и два других, альтернативных сценария. Первый – сценарий жесткого неконкурентного правления. Эта модель предполагает абсолютное доминирование одной из элитарных групп. Риски подобного доминирования заключаются, например, в том, что у элит появляется соблазн, чтобы мобилизовать ресурсы – начать какую-нибудь небольшую победоносную войну с внешним врагом или открыть охоту на ведьм внутри страны. (Заметим, что риски, содержащиеся в любом из названных сценариев, всегда дополняются возможностями, который он предоставляет. Данный сценарий заключает в себе большой соблазн для элиты потому, что он, как никакой другой, позволяя сосредоточить ресурсы, открывает возможности для модернизационного рывка, для борьбы с коррупцией.)

Третий сценарий, вторая альтернативная модель, получил название «управляемая конкуренция». Он предполагает усиление публичной политической конкуренции, появление условий для массовой мобилизации, причем не столько массовых групп, сколько отдельных страт общества, прежде всего среднего класса, усиление роли партий. Риски, которые этот сценарий несет, – дестабилизация ситуации в ближней перспективе. В то же время в среднесрочной перспективе он дает больше возможностей.

Вариантов меньше, чем кажется

Говоря об этих трех сценариях, необходимо подчеркнуть: в действительности существует два варианта. Первый – инерционный. При его реализации будет накапливаться скрытый протест в модернизирующемся сегменте общества. Появление протестных настроений среди образованных, достаточно обеспеченных, самостоятельных людей опасно – власть по-прежнему будет опираться на наиболее пассивные слои.

Альтернативой такому варианту выступает модель управляемой конкуренции. Как уже говорилось, она несет в себе угрозу дестабилизации – но если в течение двух ближайших электоральных циклов удастся сохранить ситуацию в стране под контролем (то есть выдержать долгий период бурь и волнений и устоять на ногах), то появится возможность осуществить поступательное модернизационное развитие.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3182
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3551
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2593
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4577

Другие новости