Древний мир и всеобщая явка: осторожно, окрашено
В Древней Греции граждане (то есть население за исключением женщин, пожилых людей и рабов) не только голосовали по общественно значимым вопросам, но и занимали различные публичные должности, причем на эти должности формировалась очередь. Чтобы обеспечить «явку» на гражданские собрания, применялись весьма оригинальные методы: в одной из комедий Аристофана описывается, как рабы окольцовывали агору – площадь для гражданских собраний и мероприятий – канатом, вымоченным в красной краске. Если впоследствии на гражданине замечали характерные красные пятна, свидетельствующие о его попытке покинуть площадь, на него налагался штраф.
Впрочем, следует помнить, что институт выборов в Древней Греции и в Древнем Риме, как порядок выборов римских императоров и пап, существенно отличался от того, что мы понимаем под выборами сегодня. Тогдашние цензы по различным признакам (пол, возраст, происхождение, имущество) с нынешними стандартами демократии попросту несовместимы. Например, в Древнем Риме патриции (граждане, обладающие привилегиями) монополизировали возможность занимать места в Сенате, и плебеям пришлось долго добиваться права влиять на политический процесс.
Новое время и упразднение цензов: доход, пол, цвет кожи
Средние века также нельзя назвать временем стремительного развития института выборов. Важнейшие идейно-теоретические обоснования он получил в Новое время.
Усиление института выборов связано со смещением социально-политических акцентов на индивида. Так, с XVII века депутаты старейшего в мире британского парламента стали восприниматься обществом не как представители сословий, промышленных или торговых объединений, а как самостоятельные политики, представляющие интересы избирателей. Американская и французская революции также прошли под лозунгом равенства граждан перед законом, что не могло не отразиться на положении индивида в мире политики.
Британская реформа избирательной системы 1831–1832 годов значительно увеличила число избирателей благодаря упразднению так называемых гнилых местечек – округов, обладавших непропорционально большим представительством в выборных органах власти при небольшой численности населения: до реформы правом голоса обладали только мужчины-землевладельцы, имевшие относительно крупные владения. Однако участие в политике в целом и в выборах в частности все еще определялось происхождением человека, а также местными обычаями и личными связями.
В XIX веке на фоне роста числа республик и конституционных монархий активизировалось движение за введение всеобщего избирательного права. Особенно сильное выражение эти процессы нашли в Северной Европе. Либералы и социал-демократы взяли на вооружение принцип «один человек – один голос»; главной их целью было искоренение имущественного ценза. Внедрение данного принципа происходило очень медленно: так, в Великобритании до 1948 года у выпускников университетов и предпринимателей было несколько голосов на человека. В Австрии и Пруссии до Первой мировой войны существовало три класса голосов с различным весом, что позволяло высшим социальным слоям контролировать политическую жизнь. В США еще в первой половине XIX века право голоса получило все белое мужское население большинства штатов независимо от материального благосостояния, но до принятия в 1965 году Закона «Об избирательных правах» к выборам не допускалось – особенно на Юге – большинство афроамериканцев. Подобную дискриминацию испытывала на себе и огромная часть населения ЮАР: формально темнокожее население страны имело право голоса, но при режиме апартеида реализация этого права была существенно затруднена.
К концу XIX – началу XX века борьба за упразднение имущественного ценза сменилась борьбой за избирательные права женщин. Первой из существующих сегодня стран, где женщины получили право голоса, стала Новая Зеландия: в этой стране всеобщие выборы проводятся с 1893 года, а с 1919 года женщины получили право баллотироваться в легислатуру. Несколько раньше (в 1906 году) право занимать посты в парламенте женщины получили в Великом княжестве Финляндском, которое тогда было частью Российской империи. По результатам голосования женщины тогда получили 19 депутатских мандатов из 200. А первым независимым государством, где женщины получили право бороться за места в парламенте, стала в 1913 году Норвегия. Что касается России, то формально всеобщее избирательное право у нас было введено – с незначительными ограничениями – большевиками в 1918 году.
В Европе и Северной Америке всеобщее избирательное право было внедрено практически повсеместно к 1920 году. Женщины, впрочем, реально получили право голоса несколько позже – в Великобритании в 1928 году, во Франции в 1944 году, в Бельгии в 1949 году, а в Швейцарии лишь в 1971 году.
В Латинской Америке в течение века после 1828 года голосования состоялись в Аргентине, Колумбии, Чили и Уругвае. С 1943 по 1962 год прошла другая «волна» выборов, однако основной проблемой государств этого региона остались авторитарные «откаты». С середины 1970-х годов конкурентные выборы проводятся в большинстве государств Латинской Америки, хотя авторитарные тенденции в отдельных странах продолжают проявляться.
В Азии популяризация выборов совпала с освобождением многих стран от колониальной зависимости после Второй мировой войны, хотя и здесь в некоторых случаях демократические правительства не смогли устоять перед напором авторитарных сил. С середины 1970-х годов относительно конкурентные демократические выборы проводятся во многих странах Азии. В субэкваториальной Африке в 1990-е годах с окончанием холодной войны число стран, где проводятся выборы, значительно увеличилось. Впрочем, это не избавило регион от проблемы «фасадной» демократии, которая заключается в имитации конкурентной борьбы элит и функционирования демократических институтов и практик.
На Ближнем Востоке и в Малой Азии институт выборов реализован далеко не повсеместно: на данный момент только граждане Турции и Израиля имеют возможность голосовать на по-настоящему соревновательных выборах. В Ливане, Брунее, Саудовской Аравии и ОАЭ женщины по сей день серьезно ограничены в избирательных правах, если не вовсе лишены их. Кроме того, женщины не могут реализовать свои избирательные права в Ватикане и Бутане.
Тем не менее в основном цензы для избирателей и избираемых отменены, и на сегодняшний день в большинстве демократических государств избирательным правом обладают все совершеннолетние граждане независимо от пола, расы, происхождения, вероисповедания и других особенностей. Исключение делается, как правило, для граждан, отбывающих или отбывавших наказание в местах заключения, граждан, недееспособность которых доказана или находящихся в иных особых обстоятельствах. Так, в США на сегодняшний день более 5 млн. человек по причине судимости за уголовные преступления ограничены в доступе на избирательные участки.
Как и кого
Выборы могут осуществляться на различных уровнях – общенациональном, региональном или локальном. Во многих странах мира у граждан есть возможность напрямую избирать законодательную (парламент) и исполнительную (президент) ветви власти. Наиболее распространенными сегодня являются парламентские выборы – они могут проводиться в государствах, находящихся на разных стадиях демократизации, – в частности, в государствах, которые тяготеют к авторитарному типу.
Разнообразие форм государственного устройства предопределило разнообразие способов избрания депутатов легислатур и высших должностных лиц. Выборы могут проводиться в один или несколько туров с отсеиванием кандидатов, набравших наименьшее число голосов, для того чтобы один из кандидатов в итоге получил абсолютное большинство. При выборах в законодательные органы власти может применяться мажоритарная, пропорциональная или смешанная избирательная система, возможно голосование по одномандатным округам или партийным спискам. Списки, в свою очередь, могут быть открытыми или закрытыми (с указанием лишь партии, за которую избиратель отдает свой голос). Кроме того, избиратель может обладать разным числом голосов (вплоть до числа номинированных кандидатов), от чего зависит и метод подсчета голосов.
Таковы основные типы избирательных систем, многообразие которых определилось развитием различных видов политического устройства.