Мы сами создали политическую пустоту.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
Выборы в России бывают либо судьбоносные, либо ничего не решающие. Во времена катаклизмов душа просит покоя, а эпоха застоя плодит радикалов. Потом амплитуда колебаний маятника вроде бы должна уменьшиться, но ведь может возникнуть и резонанс, и тогда все вокруг будет разнесено вдребезги.
Власть наша достаточно разумна, чтобы осознавать угрозу. Но недостаточно компетентна, чтобы ее предотвратить. Виртуальная политическая конкуренция, которая насаждается сверху, не выглядит убедительной.
Но разве не общество ответственно за создание рациональной политической реальности? Как оно справляется со своей миссией?
Во всех действительно значимых голосованиях последних двух десятилетий народ неизменно поддерживал движение вперед, а не назад. Это и выборы Ельцина 91-го и 96-го годов, и референдум «да-да-нет-да», и победа Путина над Примаковым, наконец.
И эта рациональность в главном – не случайна. Пусть почти весь ХХ век в нашей стране не было демократии, но политический опыт накоплен огромный. История десятилетиями ставила людей перед выбором между жизнью и смертью, порядочностью и предательством, правдой и ложью. И теперь на опускание бюллетеня в урну как форму выбора мы смотрим свысока.
Говоря об архаичности нашей политической системы (а сомневаться в этой характеристике не приходится), указывают на тонкость прослойки среднего класса. Но иногда учебники читать вредно. Наш средний класс, определяемый по объективным характеристикам, как раз на выборы ходит реже всех. Так что и здесь концы с концами не сходятся...
Можно последовательно опровергнуть все штампы, которые касаются российской политической специфики. Но она тем не менее существует! Не очень интересуются наши люди выборами, мягко выражаясь, не любят партии, да, собственно, и партий никаких нет, кроме коммунистического профсоюза пенсионеров... Может быть, правы были славянофилы, утверждавшие, что народ наш принципиально неполитический, отдает всю грязь властвования (Алексею Степановичу Хомякову принадлежит формула «политические похоти») правительству – а себе оставляет, по известному выражению Аксакова, «полноту мнения, думы и свободы жизни духовной»?
Философы из арбатских переулков позапрошлого века идеализировали действительность, но справедливо верили в народ – он вправду обладает мудростью и интуицией. Мы так неистово ругаем власть (или раболепствуем перед ней) оттого, что знаем, что мы сегодняшние сами не лучше своих правителей. Так же воруем, так же врем, ненавидим соседа в той же степени, в какой его презирает начальство. В таких условиях «настоящие» выборы способны лишь усугубить ситуацию, умножить недоверие всех ко всем и каждого к каждому. Вот мы и не хотим настоящих выборов.
Но разомкнуть этот порочный круг все равно придется. Как не любящий себя человек опасен для окружающих, так и «неполитический» народ неизбежно породит тиранию или революцию, что, собственно, одно и то же.
За последние годы мы доказали, что умеем делать важный жизненный выбор. Теперь надо отбросить брезгливость и научиться выборам. Во множественном числе. Это дело более мелкое, действительно склочное, но оно доказало свою рациональность и эффективность. Почувствовав в людях эту потребность и навык, сами партии – нынешние, а тем более должные возникнуть – наконец постараются определить и внятно выразить смысл своего существования. Конечно, и при этом избирательный процесс останется делом в высшей степени лицемерным. Но, как сказал Ларошфуко, «лицемерие – это дань уважения, которую порок платит добродетели». Пока же у нас порок добродетели ничего не должен.