Переезд в отдельный дом – шаг к созданию новой реальности.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
«И вы первую половину жизни прожили при государственном тоталитаризме?» – спрашивают меня иностранцы, предвкушая ужасающие подробности. Нет. При государственном маразме. Тоталитаризм умер 5 марта 1953 года.
Конечно, не в одночасье. Процесс освобождения человека всегда носит постепенный характер: в основе его – движение души и работа ума. Но у нашего освобождения был и важный материальный фундамент, фундамент почти в буквальном смысле слова. Речь о хрущевках. Про их роль в эмансипации советского человека сказано много. «Эрика» берет четыре копии┘ есть магнитофон системы «Яуза»┘ Нет, для полного освобождения этого было недостаточно – мешал еще сосед за фанерной стенкой.
Сегодня Россия тоже переходит в качественно новое состояние. По крайней мере, очень многие хотят этого перехода. Иное качество жизни не сможет не изменить качество нашего жилища – а то, где мы будем жить, вновь сильно повлияет на то, как.
В этом контексте особенно важна роль индивидуального дома. Постепенно развитие пригородного строительства и пригородной жизни станет катализатором важнейших социальных, демографических, ментальных, политических и иных перемен в стране.
Возможно возражение: вот восточноазиатские «тигры» и «тигрята» – люди там живут скученно. Что не мешает им входить в постиндустриальное общество, достигать самой высокой продолжительности жизни и многого другого. Настолько ли важный фактор прогресса мы уловили?
Не по своей воле самый динамичный регион мира живет в неуютной тесноте. Но главное – там не стоит так остро задача возрождения семейных ценностей или бережного отношения к земле, а значит, и к любой собственности: своей, чужой, личной, государственной, интеллектуальной. И потому там не так грязно на городских улицах и на природе. Отдельно стоящий дом и ответственный за него хозяин для этих стран не так важен, как для России. В России его, между прочим, и построить неизмеримо легче.
И последнее. Как выглядит наш пейзаж с борта самолета? Леса, глушь – густое скопление многоэтажек – опять леса да глушь. Наша территория по большому счету еще не обжита. Это соблазн для соседей. И что еще хуже – запустение утверждает власть в ее привычке не уважать народ, не укорененный на земле и в традиции.