Семейные ценности – то, что способно объединять.
Б.М.Кустодиев. Утро. 1904. Государственный Русский музей
Цель социальной политики – повышение уровня жизни населения... Это по крайней мере неточно.
Под уровнем жизни понимается набор количественных параметров, характеризующих потребление материальных благ и услуг, а также сопутствующие им стоимостные оценки. Но как использовать эти показатели в России, где присутствует несколько укладов существования (столичный, крупный, средний и малый город, сельская местность, районы Крайнего Севера и др.), значительно различающихся между собой ценностными ориентирами людей, их мотивациями и способами обеспечения своего материального положения?
В 90-е годы внутри общества возникли беспрецедентные различия как в текущих доходах и потреблении, так и в обеспеченности недвижимостью, предметами длительного пользования. Это привело к такому расслоению, которое тоже не исчерпывается количественными параметрами. Образовавшиеся группы населения (богатые, средние классы, среднеобеспеченные и малообеспеченные) сформировали собственные уклады жизни. В последние годы, несмотря на благоприятные усредненные экономические показатели, можно констатировать углубление различий между этими укладами из-за нарушения вертикальной мобильности.
Единая и справедливая
Российское общество не смогло консолидироваться вокруг общих целей и ценностей. В настоящее время это совокупность микросообществ, возникших на различных основаниях. Поэтому проведение любых реформ наталкивается на сопротивление, и власть вынуждена идти на авторитарные и манипулятивные методы управления обществом, которые усугубляют ситуацию. Нынешнее состояние описывается словом «стабильность» только потому, что авторитарные и манипулятивные методы сочетаются с массированным поливом социальной грядки деньгами. Вспомним о «монетизации» льгот, которая обошлась федеральному бюджету в несколько раз дороже, чем планировалось. Отсюда же и замысел национальных проектов.
Сколько-нибудь значительное снижение цен на российские энергоносители, несмотря на наличие Стабилизационного фонда, приведет к серьезным проблемам финансирования накопленных социальных мандатов, если в ближайшие годы экономика не переориентируется. А для высокотехнологичной, интеллектуальной и наукоемкой экономики нужна принципиально более высокая, чем сейчас, социальная однородность общества, интенсивная перемешиваемость его слоев и укладов, которая не переходила бы в крайность потери этнической и культурной идентификации.
Основными принципами, способными «сцепить» решающее большинство, могут стать: равные стартовые возможности; ясность положительных социальных перспектив; и на этой базе – формирование образа жизни, приемлемого для максимального числа укладов.
Уже сейчас в обществе есть общие ценности, которые методами социальной политики нужно выдвинуть на первый план. Это: справедливость; опека над социально незащищенными; достойная оплата достойного труда; семья. Каким станет российское общество, если эти ценности станут основой образа жизни и материализуются в конкретные действия?
Прежде всего будет достигнуто равновесие между всеми частями, слоями, группами и т.п. элементами общества, что трудно переоценить с точки зрения долгосрочной социальной и политической стабильности. При этом заработают механизмы общественного саморегулирования, а не ручного управления, осуществляемого узкой группой высокопоставленных чиновников.
Удастся сохранить разнообразие (этническое, культурное и пр.), создав при этом возможности для взаимной диффузии укладов и создания общей политической, управленческой и интеллектуальной элиты. С этим достижением (а не только с нефтью, газом, танками и ракетами) не стыдно выйти и на мировую арену.
Основная часть такого общества по уровню материального положения сконцентрируется вокруг «золотой середины». Бедность будет затрагивать только безнадежных маргиналов, число которых не должно превышать 5% населения; в случае превышения этого уровня общество бьет тревогу и мобилизует дополнительные средства для нормализации положения.
Личное богатство будет рассматриваться его обладателями не как знак превосходства и победы над себе подобными, а как приобретенная ответственность за то, чтобы эти деньги шли и на общественную пользу. Это вполне соответствует исконной русской традиции, например старообрядческой.
Государство как неотъемлемая часть общества утратит многие из нынешних полномочий – и прежде всего прямого вмешательства в экономику. Функции надзора и контроля будут переданы саморегулируемым организациям и профессиональным сообществам. Тем самым будет подорвана основа для коррупции.
Попытаемся сопоставить эти основные черты желаемого образа жизни с возможными стратегиями развития России.
Инерционная стратегия
Инерционная стратегия складывается стихийно, базируясь на традиционном русском «авось». России повезло с ценами на нефть – так, может быть, это везение сменится другим? А пока будем складывать деньги в кубышку Стабилизационного фонда (или его преемников), посыпая ими проявляющиеся социальные язвы. О настоящей же стратегии развития России, предполагающей модернизацию страны, пока забудем, тем более в свете надвигающихся федеральных выборов.
Это очень опасная тенденция. Кажется, выборы пройдут – тут мы и возьмемся за реальные преобразования. Но ровно такие же желания были и после выборов 2003–2004 гг. Однако они так и не материализовались во что-либо внятное. Общественная реакция на совершенно не подготовленную «монетизацию» льгот, похоже, отбила всяческое желание еще где-нибудь поэкспериментировать над людьми. И если эта боязнь проникнет в действия власти после 2008 года, то надо ждать беды – причем не только социальной, но и политической.
Общий вывод, вытекающий из анализа тенденций инерционного сценария: уже в среднесрочной перспективе социальные факторы не только будут препятствовать динамичному и качественному экономическому росту, но и поставят под угрозу само существование России как единой и суверенной страны.
Социальные преобразования практически по всем направлениям не просто необходимы, но жизненно важны.
Стратегия рантье
В рамках этой стратегии все-таки будет сформулирована социальная политика, предполагающая кардинальное усиление перераспределительных функций государства без проведения модернизационных реформ.
Продолжится наращивание финансирования через национальные проекты. Объемы средств, выделяемых на дальнейшее обновление материально-технической базы образования, здравоохранения и, возможно, культуры (в качестве нового проекта), а также существенное повышение заработной платы бюджетникам, могут возрасти в несколько раз. Пенсионный фонд окончательно превратится в придаток к федеральному бюджету. Индексация пенсий, в силу необходимости поддерживать стабильность общественной ситуации, будут проводиться очень часто.
Все это будет сопровождаться мощнейшей пропагандистской кампанией, демонстрирующей, как социально-ориентированное государство (наконец сформированное после советских неурядиц и хаоса 90-х) решает назревшие проблемы. Особенный акцент будет сделан на одетых и накормленных детях, а также согретых вниманием стариках-ветеранах.
Временная трудовая миграция может принять своеобразный характер. Обласканные государством «коренные жители» будут заниматься «чистой» работой, а гастарбайтеры – уборкой улиц и строительством дорог, бэби-ситерством и даже работой у токарного станка.
В результате возможно некоторое сокращение имущественных различий за счет форсированной накачки доходами (в том числе в рыночном секторе – через давление на бизнес) наименее обеспеченных слоев.
Подобная стратегия, таким образом, может быть успешной. Время ее реализации зависит в первую очередь от цен на нефть и другое экспортируемое сырье, торгового и платежного баланса страны.
При этом нынешнее правительство прогнозирует, что уже через 2–3 года в России стоимость импорта сравняется со стоимостью экспорта. Это станет первым признаком близкого исчерпания возможностей (прежде всего финансовых) проведения масштабной государственной перераспределительной политики. А неизбежное падение цен на нефть может поставить государство перед тяжелейшей проблемой обеспечения бесконфликтного прощания со стратегией рантье.
Возникающая здесь развилка очень проста: либо уход в мобилизационную стратегию, либо формирование и реализация модернизационной стратегии.
Мобилизационная стратегия
Итак, период хрупкой стабильности заканчивается еще до того, как заканчивается Стабилизационный фонд и другие финансовые «заначки», – когда наступают «тощие года» (падение цен на нефть и другие экспортные товары в сочетании с неудачей структурной перестройки экономики) и очередные «смутные дни». Здесь возможны два сценария. Первый – революция: к руководству страной могут прийти силы, просто первыми поднявшие власть, валяющуюся на улице, как это произошло в 1917 году. Второй – политическая верхушка для сохранения власти идет на ГКЧП-2. В этих случаях вряд ли можно вести речь о какой-либо цивилизованной социальной политике.
Мобилизационная же социальная политика предполагает: сведение денежных доходов к минимуму; переход на прямое распределение основных благ и услуг (карточки, нормы) в зависимости от общественного положения их получателей; дефицит товаров и услуг, которые можно приобрести на свободном рынке; ликвидацию всех видов не контролируемой государством общественной активности. Подобная ситуация может быть охарактеризована как комбинация позднесоветского образа жизни с позднесталинскими политическими порядками. Исходя из исторического опыта можно предположить, что она будет крайне недолговечной, но приведет к большим человеческим и экономическим потерям.
Модернизационная стратегия
Модернизационная стратегия наиболее желательна для России. Более того, только она позволит нам, не отвлекая общественные ресурсы и не теряя драгоценное время на реализацию стратегии рантье, избежать крупных потрясений, результатом которых станет исчезновение России как страны.
Именно модернизационная стратегия сделает возможным переход российского общества к желаемому образу жизни. В этом образе жизни выделяются две сферы: моральная и материальная. Моральная предполагает: исчезновение социальной розни (это относится к линиям общество–государство, бедные–богатые, молодые–пожилые); создание и функционирование многообразных саморегулируемых механизмов для решения потенциальных конфликтов всех типов. Это положение вещей должно стать не результатом массированной промывки мозгов или настойчивой рекламы, а прямым следствием новой социальной политики, не оставляющей в стороне ни одну из общественных групп; и нового типа государства, не пытающегося узурпировать функции общества.
Материальная сфера предполагает: во-первых, неантагонистическое распределение богатства между членами общества. От нынешних 15,3:1 (соотношение между средними доходами 10% наиболее и наименее обеспеченных людей) нужно прийти к 8–10:1. Аналогичная задача стоит и в региональном разрезе (с другими цифрами, учитывая неминуемые различия в укладах жизни). Во-вторых – выдвижение образования, здравоохранения и культуры в качестве важнейших производственных отраслей как с точки зрения инвестиций, так и по инновационному вкладу в рост ВВП. В-третьих – перестройку жизненных карьер таким образом, чтобы после полного курса обучения старт трудовой деятельности обеспечивал заработную плату, достаточную для быстрого приобретения недвижимости и другого имущества (прежде всего с использованием кредитных схем) и начала реализации пенсионных программ, обеспечивающих коэффициент замещения пенсии на уровне не менее 50%. В-четвертых – широкое распространение такой формы собственности, как ценные бумаги и акции. В-пятых – массовый переход к обеспеченности комфортабельным жильем с количеством комнат по формуле N + 1, где N – число членов семьи. В-шестых – получение возможности отдыха в России и за рубежом в соответствии скорее с интересами, чем финансовыми возможностями граждан.
Уже исходя из желаемого образа жизни вырисовываются конкретные планы действий в каждом из сегментов социальной политики. При этом модернизация может осуществляться через несколько сценариев, которые лежат внутри канала возможностей и могут сменять и дополнять друг друга. Крайние границы этого канала – индивидуалистский и общественный сценарии.
Основные принципы индивидуалистского сценария: форсированный перенос ответственности за формирование благосостояния трудоспособного человека и его семьи на него самого; оказание государственной социальной помощи (в том числе предоставление значимого пакета бесплатных услуг образования, здравоохранения и культуры) только тем одиноким людям и семьям, доходы которых ниже прожиточного минимума по объективным причинам (прежде всего нетрудоспособность и наличие большого числа несовершеннолетних детей), а также – на незначительный период – официально зарегистрированным безработным.
Основные принципы общественного сценария: интенсификация участия государства в перераспределении денежных доходов от богатых к бедным; стремление обеспечить бесплатные минимальные социальные стандарты в области образования, здравоохранения и культуры всем гражданам независимо от уровня доходов семьи; рост бюджетных расходов на социальные цели как в абсолютном, так и в относительном измерении (если сохранится благоприятная экспортная конъюнктура); стимулирование участия в социальной политике неполитических общественных организаций.