Просто открыть страну нельзя. Необходима осознанная миграционная политика.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
Люди всегда будут стремиться к лучшей жизни – и поэтому процесс миграции в глобальном масштабе неизбежен и неостановим.
С другой стороны, какой бы стратегический выбор ни сделала Россия – быть ли ей одним из мощных центров многополярного мира или просто крупной региональной державой, – наша экономика должна быть конкурентоспособной. Без конкурентной экономической силы Россия неизбежно становится «несостоявшимся государством», «failed state»: сами размеры страны, ее геополитическое положение утянут слабую в хозяйственном плане Россию в пропасть небытия. В то же время нынешний, 2007 год стал первым, когда снижение количества населения в нашей стране дополнилось сокращением числа рабочей силы (до этого из-за особенностей демографических циклов второй показатель увеличивался). Дальше процесс будет только углубляться. Иметь высокий экономический рост при сжатии трудовых ресурсов – пока этого не удавалось никому.
Поэтому Россия самой судьбой (кто-то однажды сказал: «демография – это судьба») обречена участвовать в развернувшейся в мире конкуренции за мигрантов. Без этого нам не выжить.
Другое дело, что само слово «конкурировать» подразумевает «совершать целенаправленные действия, проводить разумную политику». Просто «открыть» страну – приезжайте кто хотите и зачем хотите, – это не конкуренция, а попытка согреться путем поджога собственного дома.
Получить слишком много мигрантов, причем таких, которые не всегда способны найти себе дело, самим своим количеством и самой своей однородностью обособлены от местного населения и выключены из правового регулирования, – верный путь создать в стране межэтнические напряжения, которые известно чем заканчиваются. Это и есть настоящий поджог.
Недостаток работников, завышенные требования местного населения к зарплате и условиям труда, «провал» жизненно важных отраслей народного хозяйства (например, коммунальной сферы в крупных городах, массового строительства) неизбежно приведет к стагнации и деградации, пусть и более медленным путем, чем межэтнические взрывы.
Искать путь между Сциллой и Харибдой – на это обречена любая политика в любые времена. Применительно к процессам миграции этот поиск должен быть особенно тщательным и деликатным – ведь здесь государство напрямую имеет дело с судьбами миллионов людей, с межэтническими отношениями, с тонкими культурными особенностями.
Но проводить осознанную миграционную политику все равно придется. Начинать надо со знания собственной страны. Какие возможны внутренние изменения, в результате которых потребность во внешней миграции была бы не столь велика? Познание себя включает и знание о других – если мигранты в стране не учтены, их всегда окажется слишком много. И, конечно, познание это не должно быть ограничено средой экспертов или правительственных чиновников: сам народ должен понимать, что дозированная, целенаправленная миграция – благо, она повышает его жизненный уровень и престиж страны. И, увидев однажды в уездной поликлинике врача-индийца, надо не ужасаться или ощущать неуют, а почувствовать себя как бы чуть-чуть в Лондоне.