0
2445
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

26.09.2006 00:00:00

Части и целое

Тэги: иммиграция, конфликты


Национальные проблемы обычно плохо понятны тем, кто не сталкивается с ними ежедневно. Поэтому так важно было задать самые «обывательские» вопросы одному из наиболее компетентных экспертов в данной области – Леокадии Михайловне Дробижевой, специалисту в области социологии межэтнических отношений.

– Можно ли говорить о существовании межнациональных напряжений у нас в стране?

– Приблизительно с 89-го до 93-го года так называемые национальные проблемы были главными для страны. Тогда вопрос стоял о сохранении ее целостности. Сейчас в стране нет проблем сепаратизма. Но есть проблемы, связанные с взаимодействием этнических групп в городах, в приграничных районах.

В стране живут разные народы. Те, которые имеют республики или другие административные образования, и представители национальностей, дисперсно расселенных в городах и селах. Последней переписью учтено 182 наименования. Полиэтничность увеличилась. В результате миграций в 3 раза выросло число таджиков, в 2 раза – армян и почти в 2 раза – азербайджанцев. При этом переписью не учитываются временные трудовые мигранты, а по данным Федеральной миграционной службы их в стране около 10 млн. Так что проблемы регулирования межэтнических отношений не могут уйти из сферы общественного внимания. Но они изменили свое содержание.

Сегодня нация понимается как государственная общность. Российский народ многоэтнический. Фокус проблем переместился на установление диалога органов государственной власти федерального и регионального уровня с общественными объединениями и гражданами разной этнической принадлежности. Кроме того, повсюду идут процессы глобализации. Людям разных национальностей приходится работать в новых условиях. От них требуется не только соответствующая квалификация, но и умение быстро принимать решения, приспосабливаться к новым правилам взаимоотношений с начальством и с коллективом. Здесь тоже важны культурные нормы. Насколько представители той или иной национальности готовы, например, работать на предприятиях с жестким режимом труда и дисциплины? Там нельзя отлучиться. А в традиции узбеков, таджиков людей могут отпустить с работы на поминки или на свадьбу родственников. Есть и другие вопросы. Что такое современный деятельностный человек? Это человек, который может получить вторую специальность, постоянно повышать профессиональную подготовку, если надо – сменить место жительства, место работы. К такой динамичной деятельности представители разных национальностей готовы в разной мере.

– Глобализация сглаживает национальные особенности или, наоборот, их обостряет?

– Это зависит от ситуации. Например, раньше к нам прибывали инонациональные мигранты, которые целиком вписывались в нашу культуру. Это были люди, приехавшие учиться, или отдельные специалисты. А теперь многие люди, которые прибывают, живут не дисперсно, а локализируются. Ведь те, кто приезжает из сельских районов Средней Азии и Закавказья, даже не знают русского языка и трудно адаптируются, живут своими традициями. А те, кто приезжает учиться – их относительно немного, – конечно, будут жить в студенческих общежитиях, совершенствоваться в знании русского языка. Со временем они будут мало отличаться.

– Значит, это вопрос более социальный?

– Это очень важная проблема: как этничность связана с социальной сферой. Она становится конфликтной, когда социальные проблемы стоят за этническими. Например, когда в нишу бедного населения или, наоборот, преуспевающего попадает преимущественно какая-то этническая группа, люди связывают этничность с социальным положением.

Бывает и другая ситуация, когда меняется социальное положение одной этнической группы в сравнении с другой. Появляются новые претензии. А те, которых «догоняют» или «обгоняют», опасаются этого. Так нарастал конфликт в Канаде, где франко-канадцы стали догонять по своему социальному потенциалу англо-канадцев. Выход – в снижении значения этнических различий, через интеграцию общества вокруг общегосударственных интересов и ценностей. Для нас это модель общероссийской общности.

– Все-таки какова преобладающая тенденция – межэтническое напряжение у наc возрастает или снижается?

– В политической сфере снизилось, а в социальной, бытовой не снижается. Больше половины русского населения выражает согласие с мнением «Россия для русских». Правда, более трети полагают, что при поступлении на работу, учебу русские не должны иметь преимуществ. «Россия для русских» – это больше политический лозунг, созвучный с психологическим состоянием многих людей.

– Что можно предпринять, чтобы улучшить существующее положение дел?

– Принципы демократического общества связаны с тем, что ты должен проявить уважение к другому. Никто тебя не заставляет его любить. Но нужно принять его и в соответствии с законом с ним взаимодействовать. И другой принцип – в Риме живи как римлянин. Прислушивайся к тому, как живут окружающие там, куда ты приехал, старайся придерживаться этих норм.

Прежде всего для распространения таких норм нужно соответствующее образование. В рамках таких учебных курсов, как география, литература, история, давать информацию о том, что у нас есть люди разной этнической принадлежности, у них своя культура, часто древняя, которую нужно уважать. Это первое. Второе – деятельность СМИ: как и что они говорят о других народах и о взаимодействии национальностей. Третье, очень важное, – деятельность государственных органов: какие они принимают законы, что и как говорят первые лица в государстве, области, республике. Наконец, как работают люди, взаимодействующие от имени государства непосредственно с населением. Например, как органы МВД общаются с инонациональным населением. Рядовые постовые должны иметь разный антропологический облик. Это опыт таких стран, как Канада, США, Франция.

– Тут есть противоречие: во избежание конфликтов вы акцентируете эти различия.

– В реальной управленческой деятельности, если мы не хотим, чтобы люди чувствовали себя иными, должны присутствовать представители их национальностей. Вообще в государствах действуют два принципа. Один принцип – мультикультурализм, как в Канаде, Австралии. Другой – ассимиляционный, как, например, во Франции. Для них все только французы, граждане страны. При этом далеко не все себя считают только французами. Но демократия отличается тем, что она решает проблемы в диалоговом режиме.

– У нас мультикультурная или ассимиляторская система?

– Ни та, ни другая. Наш путь вырабатывается, но есть какие-то принципы, которые уже осознаны правительством и массой населения. Первый – ты гражданин страны, веди себя как гражданин. Единство и целостность страны приоритетны. Второй – ты живешь в полиэтнической стране, надо уважать историю и культуру других народов, соблюдать принципы равенства и свободного выбора. Хочешь иметь только российскую идентичность или сохранить свою культурную идентичность или их совместить – имеешь право.

Кстати, отношение к мигрантам меняется. Они убирают дворы, красят заборы у крупных супермаркетов – и отношение становится другим. Начинают понимать то, что понимают в Германии, где в автобусе объявления: берегите мигрантов, не будет мигрантов – не будет медицинских сестер, воспитателей в детских садах, некому будет убирать улицы, не будет водителей.

– Способны ли этнические конфликты перевернуть политическую карту России?

– Есть опасность неблагополучия на пограничных территориях. Очень важно, какую тактику выберет политическое руководство. Например, объединение Адыгеи с Краснодарским краем может быть болезненно. Второе – использование этнического фактора в период выборов. Очевидно, что на ближайших выборах будет использован русскопатриотический фактор. Наконец, не удается избежать конфликтов в больших городах. Сбалансировать интересы групп – это непростая задача государства и общества; но самое важное: многое зависит от самого человека.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1150
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
721
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
502
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
721

Другие новости