В нашей стране всегда было распространено настороженное отношение к капиталу и предпринимательству. В гораздо большем почете – скудный заработок, добываемый тяжким трудом: «трудом праведным не наживешь палат каменных». Вот и сегодня почти три четверти россиян (71%) соглашаются с мыслью, что в России нельзя заработать большие деньги, не нарушая законов (причем с момента первого замера в 2000 году эта доля остается неизменной).
Нет ничего удивительного в том, что российские обыватели гораздо больше благоволят малому бизнесу (которым, по мнению многих, люди вынуждены заниматься от безвыходности, из-за слабости экономики и государства, не способных обеспечить рабочие места и достойные заработки), чем крупному.
Разница очевидна по целому ряду показателей. Например, в 2004 году, когда респондентов расспрашивали об их отношении к представителям малого и крупного бизнеса, положительное отношение к малым предпринимателям высказали 79% опрошенных, отрицательное – только 10%. Когда же речь зашла о тех, кто занимается крупным бизнесом, пропорция резко поменялась – только 49% сказали, что относятся к таким людям хорошо, и уже 30% заявили, что плохо. В 2006 году картина отношения к «акулам» отечественного бизнеса не изменилась; логично предположить, что и отношение российских обывателей к малому бизнесу осталось прежним.
Еще один не менее показательный пример. Большинство участников – 52% – оценили влияние малого бизнеса на экономическое положение своего региона как положительное, и только 7% – как отрицательное (2004). А вот говоря о влиянии крупного бизнеса на экономику страны, только 35% сочли его благотворным и почти столько же – 28% – негативным. Более того, только 22% опрошенных считают, что крупный бизнес положительно сказывается на жизни рядовых граждан, а в полтора раза большая доля – 33% – утверждают, что крупный бизнес портит людям жизнь (2006).
И все же не стоит излишне драматизировать ситуацию. Пусть крупный бизнес у простых россиян не в чести, определенный потенциал народного доверия он все же пока сохраняет. Половина респондентов (по последним данным, напомним, 49%) заявляют, что хорошо относятся к бизнес-магнатам. Сходная доля опрошенных (53%) уверены, что сегодня в России следует создавать благоприятные условия для развития крупного бизнеса – при этом доля противников развития крупного бизнеса составляет только 20%.
Более того, на рубеже 2003–2004 годах произошел заметный сдвиг в отношении граждан к крупному бизнесу. В 2003 году только 25% опрошенных говорили, что крупный бизнес влияет на экономику страны положительно, а 45% – что отрицательно. Год спустя, в 2004 году, соотношение позитивных и негативных отзывов перевернулось и составило 35 и 28% соответственно. Сходные изменения произошли в оценке респондентами воздействия крупного бизнеса на жизнь простых людей: в 2003 году только 14% оценивали его как позитивное, в 2004 году их доля составила уже 22% (соответственно с 46 до 33% снизилась доля тех, кто утверждал, что крупный бизнес отрицательно сказывается на жизни обывателей).
Кстати, нельзя не отметить: даже среди тех, кто уверен, что честными путями в России разбогатеть невозможно, – почти половина, 46% (!), тем не менее относятся к представителям крупного бизнеса положительно. Нельзя исключить, что сегодня в России постепенно складывается новая культурная модель отношения к предпринимательству и частному капиталу. Возможно, если модное нынче в чиновничьих кругах выражение «социальная ответственность бизнеса» станет несколько более распространенной – а главное, пропагандируемой – философией и практикой, люди чаще станут склоняться к мысли о том, что бизнес волей-неволей работает не только на себя, но и на благо общества. n