Миниатюрный акварельный портрет – важная составляющая русской дворянской культуры. Фото со страницы Государственной Третьяковской галереи в «ВКонтакте»
Третьяковская галерея, Лаврушинский переулок, 10
До 10 ноября
В фокусе выставки неожиданная характеристика графических произведений – их размер, представлены гигантские рисунки и крошечные миниатюры.
В конце XIX века растет интерес к графике как самостоятельному виду искусства. Одним из первых создает станковую графику, сопоставимую по значимости с работами на холсте, Иван Шишкин. Его огромные перовые рисунки наряду с картинами выставляются на передвижных выставках. Контрастом крупным графическим работам станут изящные миниатюры, выполненные на кости и бумаге в технике эгломизе.
Миниатюрный акварельный портрет – важная составляющая русской дворянской культуры. В середине XIX века акварельный портрет уступает свои права активно развивающимся фотографическим репродукционным техникам. Однако стремление к тщательности, филигранности отделки, отличавшее акварельные миниатюры, находит применение в эскизах картин (крошечные пейзажи Крамского, Поленовой, Левитана). Новая жизнь миниатюры начинается в эпоху Серебряного века в творчестве художников круга «Мир искусства», которые одной из своих задач видели возрождение забытых жанров и техник любимой ими пушкинской эпохи.