Ёсю (Тоёхара) Тиканобу. «Конное шествие» из серии «Внешние владения замка Тиёда», 1897. Бумага, цветная ксилография. Из коллекции А. Ивановой. Изображение с сайта www.orientmuseum.ru
Государственный музей Востока
Никитский б-р, 12а
До 18 августа
Музей Востока впервые обращается к творчеству Тоёхара (Ёсю) Тиканобу, одного из признанных мастеров японской гравюры эпохи Мэйдзи. Исторический слом пришелся ровно на середину жизни художника. Выходец из самурайской семьи, Хасимото Наоёси в юности начал учиться у мастеров гравюры укиё-э, но со смертью отца вынужден был отдать свой вассальный долг. После участия в войне Босин самурай вернулся в обновленную страну и начал зарабатывать на жизнь как художник, взяв творческое имя Ёсю Тиканобу.
Наряду с сериями полиптихов из частного собрания «Внутренние покои дворца Тиёда», «Внешние владения замка Тиёда» и гравюр серии «Зеркало эпох», созданных в 1894–1898 годах, на выставке представлены ранние работы художника и ксилографические листы разных лет из коллекции музея. Большая часть гравюр выставляется и публикуется в России впервые. В период Эдо можно было изображать только внешний вид замка Тиёда, лишь во второй половине периода Мэйдзи, когда власти Японии обратились к историческим корням, стало возможным изображать быт обитателей замка, а также церемонии и традиции.