Отон Фриез. Снег в Мюнхене. 1909. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Изображение со страницы Музея русского импрессионизма в «ВКонтакте»
Музей русского импрессионизма, Ленинградский просп., 15, стр. 11
С 8 февраля по 2 июня
Группа «13» (1929–1931), получившая название по количеству участников первой выставки и представляющая мир раннесоветских интеллектуалов и эстетов, официально просуществовала лишь несколько лет, однако творческие поиски художников продолжались до 1970-х годов. В их графических и живописных работах, посвященных динамичной городской жизни, нашло отражение искусство старых мастеров, принципы импрессионизма и постимпрессионизма. Проект поможет узнать о мастерах, выбравших для своих высказываний формат документального рисунка, камерной картины и книжной иллюстрации.
В противовес парадным сюжетам соцреалистов главной темой «Тринадцати» стала меняющаяся повседневность: спешащие трамваи и бегущие по делам люди, парки и ипподромы, водные станции и пляжи. Художники не продолжили эксперименты авангардистов и дистанцировались от задач пролетарского искусства, перерабатывая в своих произведениях приемы мастеров прошлых эпох и раннего европейского модернизма: от интенсивных теней Рембрандта и выразительного штриха Франсиско Гойи до цветной линии Эдгара Дега и мгновенных впечатлений импрессионистов.
Одиннадцать тематических разделов выставки познакомят с главными представителями «Тринадцати» и расскажут о ключевых явлениях, в контексте которых работало объединение. Отдельным сюжетом станет книжная иллюстрация, в которую группа «13» привнесла темповый рисунок. На третьем этаже музей представит живопись и графику послевоенных лет.