Главные экспонаты выставки – копии советских киноплакатов 1920–1930-х годов. Фото Марии Лялиной/Дом русского зарубежья им. А. Солженицына
Дом русского зарубежья им. А. Солженицына
Н. Радищевская, 2
До 26 февраля 2023 года
Главные экспонаты выставки – копии советских киноплакатов 1920–1930-х годов из фондов Российской государственной библиотеки, а также отзывы о выходившем в мировом прокате советском кинематографе из эмигрантской прессы, опубликованные в книге историка кино и литературы Рашита Янгирова «Хроника кинематографической жизни русского зарубежья» .
В марте 1923 года экранизация повести Льва Толстого «Поликушка», снятая на кинофабрике «Русь» в 1919 году, но не показанная зрителю (в стране не было пленки даже для печатания позитивной копии) и вывезенная в Берлин лишь летом 1922 года, стала первым громким успехом нового советского кинематографа на Западе. Этот успех помимо престижа принес фабрике «Русь» возможность перезапустить собственное производство и стать одной из крупнейших киностудий СССР 1920-х годов. Три года спустя, в начале 1926 года, «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна окончательно поставил советское кино в ранг одной из главных мировых кинематографий, открывающих новые пути развития экранного искусства. Фильмы из СССР доходили до зрителей Нью-Йорка, Парижа, Белграда, Тяньцзиня, Харбина и других городов мира. Отзывы зарубежных зрителей (чаще всего русских эмигрантов) в этом смысле особенно интересны.